Политическая мысль эпохи Возрождения

Другая политика » Становление и развитие политологии как науки » Политическая мысль эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения стала переломным этапом в развитии политической мысли. Рушилось безраздельное господство теологии, и мыслители "стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (К. Маркс). Разложение средневекового социально-экономического и духовного миропорядка, создание современного национального государства, основанного на новых принципах, включающих в себя разделение религиозной и гражданской жизни, секуляризм политической деятельности и конституирование ее в самостоятельную сферу подготовили переход политической теории на позиции рационализма. Первым совершает этот переход Н. Макиавелли (1469-1527), стоящий у истоков современной политической науки. В работах "Государь", "Размышления о первой декаде Тита Ливия", Н. Макиавелли излагает основные положения нового, рационалистического подхода к проблемам политической науки, в соответствии с которым политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободная от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, утверждал Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли изучал политику как социальную реальность. Прослужив 14 лет секретарем Флорентийской республики, мыслитель знал политику не понаслышке и справедливо полагал, что политическая наука должна сделать предметом исследования поведение политических лидеров, технику их властвования, взаимодействие лидера и масс. Как кулинарные книги содержат рецепты для хозяек, так "Государь" Н. Макиавелли был сборником наставлений для правителей, обобщением как опыта государств античного мира, так и политической практики, которую Н. Макиавелли наблюдал непосредственно.

Проводя различие между понятиями "общество" и "государство", Н. Макиавелли бросил вызов теологам в вопросе о происхождении последнего. Государство, по Н. Макиавелли, означает политическое состояние общества, оно - результат естественного развития, а не акт Божественного творения. Макиавелли вводит в политическую терминологию одно из ключевых понятий современной науки о политике - "stato" (от лат. status - состояние). Оно стало исходным для западноевропейских state (англ), staat (нем), etat (фр), statout (ит), estado (исп). Обратившись к традиционной для политической науки проблеме о формах государства, Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота. Шесть форм государства, три из которых "дурны во всех отношениях" (тирания, олигархия, охлократия), сменяются монархией, аристократией, демократией, которые "хороши сами по себе".

Политика, считал Н. Макиавелли, - особая сфера человеческой деятельности. Она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены, а не выведены из Священного Писания. В политике единственным критерием оценки правителя является укрепление власти, расширение границ государства. Поэтому дела правителей, политических деятелей не должны оцениваться с точки зрения морали, ибо к достижению поставленной цели должно идти, используя все средства. Выбор цели зависит от обстоятельств, а средства следует соотносить с обстоятельствами и результатом.

Рассуждения Н. Макиавелли о способах и приемах политической деятельности определялись спецификой исторических условий его времени. С его именем связано понятие "макиавеллизм" - политика, основанная на культе насилия, безнравственности. Противопоставив политику общепризнанным нормам морали, Н. Макиавелли стал спорной фигурой в истории политической науки. Но он же, применив принцип рационализма к анализу политики, по праву считается родоначальником современной политологии, и его исследования политики имеют непреходящее значение.


Другое по теме:

Тенденции современного этапа глобализации
Если обратиться к сущностным характеристикам процесса глобализации, то нынешний ее этап исследователи рассматривают как дополнение растущей взаимозависимости стран, усиливающейся транснационализацией хозяйственной, информационной и других ...

Мнения средств массовой информации (СМИ) о международных террористических актах
СМИ слишком преувеличивают события связанные с террористическими акрами, тем самым, по сути, расписались в подготовке и проведении операций. Поражает поспешность в стремлении направить гнев общественности на мусульманский мир: немедленно ...

Сущность, функции и типы политических партий
Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономическ ...