История развития украинской политической мысли отражает специфику исторического развития нашей страны, своеобразие исторической судьбы украинского народа. Главной проблемой раздумий украинской интеллигенции, начиная с 40-х годов XIX в., было осмысление исторического пути, пройденного украинским народом, и устройство его государственной жизни. Продолжая традицию декабристов, Н. Костомаров, Т. Шевченко, Н. Гулак, О. Навроцкий, другие члены Кирилло-Мефодиевского товарищества обосновывали необходимость возрождения украинской государственности в рамках славянской федерации, построенной на демократических принципах. Ликвидация крепостного права, уничтожение самодержавия (российской версии абсолютизма), установление республиканской формы правления - главные составляющие политической программы украинской демократии XIX века.
Традиции демократизма, федерализма развивались следующими поколениями украинских ученых, политических деятелей, литераторов. Доминирующим в украинской политической мысли стало народническое направление (М. Грушевский, С. Шелухин, Р. Ляшенко), подчеркивающее приоритет интересов народа, общества над интересами государства. Наиболее известным представителем этого направления был историк, политический деятель, первый президент независимой Украины (март 1917 - апрель 1918 г) М. Грушевский. В 10-томной "Истории Украины - Руси" ученый обосновывал идею народовластия, анализировал процесс создания украинской нации, ее традиции и ценности, развивал мысль о федеративном устройстве славянских государств.
На рубеже XIX и XX веков на фоне национального и социального освободительного движения украинская политическая мысль развивалась в разных направлениях. Оппонентом народнической школы был М. Драгоманов, сторонник общественно-культурного прогресса, примата политической сферы общества над экономической. Выступая за широкие политические реформы, он обосновывал необходимость гражданских свобод и децентрализации власти, развивал идею местного самоуправления. Государство, по Драгоманову, должно быть "вольным союзом" органов местного самоуправления, которые, объединяясь на конфедеративной основе, воздвигают преграду централизму и обеспечивают свободное развитие личности и народа.
Важным направлением украинской политической мысли было консервативное течение (В. Липинский, С. Томашевский, С. Кубчинский), обосновывавшее политико-правовые основы монархического гетьманского строя в Украине как в прошлом, так и в XX веках. Расценивая Переяславскую Раду 1654 г. как международный союз России и Украины, направленный против общих врагов - Польши и Турции, ученые этой школы украинских политологов считали основным направлением украинской национальной политики создание независимой Украины в форме наследственной монархии.
Проблемы государственного строительства Украины изучали сторонники национально-государственного направления (С. Днестрянский, В. Старосольский, О. Бочковский, О. Эйхельман). В русле этого направления разрабатывались проекты украинской конституции, развивалась идея федерации с обоснованием права народов на самоопределение.
Наследие, украинской политической науки не потеряло своей актуальности и в наше время. Разве не современно звучат сейчас слова В. Липинского: "Никто не построит нам государства, если мы сами его не построим, и никто не сделает из нас нацию, если мы сами нацией не хотим быть".
Процесс становления современной украинской политологии начинается с конца 1980-х годов. Во всех вузах страны созданы кафедры политологических наук, политология прочно завоевала свои позиции как научная и учебная дисциплина. В Украине издаются журналы: "Политическая мысль", "Полгголопчтчитання", "Розбудова держави", "Президент". Заметным событием в научной и общественной жизни стал выход в свет в 1997 г. первого в Украине "Политологического энциклопедического словаря", вместившего более 700 статей, посвященных наиболее употребляемым понятиям в политической жизни. В стране успешно функционирует ряд политологических объединений. Интересные и плодотворные исследования проводят Институт национальных отношений и политологии Национальной академии наук, Институт политики и ряд других научно-исследовательских учреждений.
Другое по теме:
Представительная демократия
Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов, играют огромную роль в фор ...
Глобализация как стимулятор международной активности
Главной ошибкой многих апологетов глобализации, таких, как Р. Робертсон, является их убежденность в том, что новые культурные стандарты и новые глобальные идентичности обязательно должны замещать старые, и, прежде всего, этнические. Реаль ...
Прямые, или плебисцитарные демократии
Они исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократи ...

