Право народа на самоопределение как политико-юридическая проблема
Страница 1

Другая политика » Национальные права человека » Право народа на самоопределение как политико-юридическая проблема

Права, зафиксированные в этих документах, берут под защиту каждого конкретного человека, но человек всегда является членом какой-то общности. Наиболее устойчивым видом коллективного существования человека является этническая общность. Благополучие человека не может быть полным, если неблагополучен коллектив, к которому он принадлежит. Таким образом, индивидуальные нормативные права конкретного человека оказываются сопряженными с правами коллективными.

К коллективным правам принято относить право на жизнь, право на чистую окружающую среду, право на мир, право на самоопределение. Три первых коллективных права не зафиксированы в международных документах. Право на самоопределение предусматривается во многих из них, начиная с Устава Организации Объединенных Наций. В первой статье этого документа, в частности, говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободны определять свой политический статус и свободны в осуществлении своего экономического, социального и культурного развития».

Следует, однако, иметь в виду, что формулировка права на самоопределение и его интерпретация в международном праве существенно различаются. Дело в том, что право на самоопределение, когда оно получало международное признание, подразумевало право на независимость, поскольку речь тогда шла о народах, освобождавшихся от колониальной зависимости. Тогда же были сформулированы в международном праве и основные условия, при которых нация (народ) имела право на самоопределение, ведущее к независимости: 1) если она находится в условиях военной оккупации; 2) если она имела в прошлом свое собственное государство или являлась частью иного государства, чем то, которое ее в настоящий момент оккупирует; 3) если она занимает четко определенное территориальное пространство.

Применительно к другим народам мировое сообщество не отождествляет право на самоопределение с правом на независимость, поскольку абсолютное большинство членов ООН – государства многонациональные и потому не склонны создавать себе дополнительные трудности. Территориальная целостность государств для мирового сообщества гораздо важнее права на самоопределение. Не случайно, например, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., кроме статьи 1, признающей право народов на самоопределение, есть и статья 6, в которой говорится, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального (государственного) единства или территориальной целостности страны, является несовместимой с целями и принципами Устава ООН.

По мнению многих экспертов, чтобы мировое сообщество могло поддержать требование того или иного народа на самоопределение, ведущее к независимости, необходим определенный минимум условий. Прежде всего, народ должен отличаться от преобладающего населения страны по основным критериям (этническим, лингвистическим, культурным), кроме того, должна иметь место его отчетливая территориальная дифференциация от остального населения страны. Если же народ рассредоточен среди преобладающего населения страны, его требования независимости будут редко считаться правомерными. В международном сообществе сложилась практика, что внешняя поддержка требованиям самоопределения должна получить одобрение Генеральной Ассамблеи ООН, причем двумя третями голосов. Неоднозначное отношение и к трактовке самого понятия «народ». Общепринятого юридического, социологического и политического определения этого понятия в международном праве нет. Дискуссия по этому поводу в ООН в конечном счете свелась к выводу о том, что термин «народ» следует понимать не в этническом смысле, а как обозначение всех жителей конкретной территории. Кроме того, многие государства проводили и проводят различия между понятиями «народ» и «меньшинства». Они считают, что международное право относится к народам, а не к меньшинствам, что термин «народ» применим только к большинству населения внутри государства, а, следовательно, и право на самоопределение относится только к большинству. Самоопределение, понимаемое как независимость, не является правом меньшинств, они должны найти справедливость в границах тех государств, в которые они входят, и в силу этого должны обращаться не к коллективным, а к индивидуальным правам человека. Таким образом, право народов на самоопределение означает предоставление каждому народу возможности свободно и независимо избирать форму своей государственности или другие пути собственного развития, отказ от насильственного удерживания какого-либо народа в составе данного государства.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Предпосылки и развитие этнополитического конфликта в Финляндии: роль России в самоопределении финского народа, решение о статусе Аландских островов
Проблема защиты национальных меньшинств возникла в Европе ещё XIX веке. Уже тогда национальные меньшинства не желали ассимилироваться, хотели сохранять и развивать свои национальные особенности и настоятельно призывали законодателя к себе ...

Зарождение института разделения властей
Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и ...

Понятие государства
Термин «государство» используется в отношении самых что ни есть разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения или угнетения. Эта разноголосица частично проистекает из т ...