Внутренне самоуправление национальных меньшинств
Страница 1

Другая политика » Национальные права человека » Внутренне самоуправление национальных меньшинств

В качестве компромиссного варианта международное сообщество пришло к признанию права меньшинств на внутреннее самоопределение, т.е. самоопределение, не ведущее к независимости. Международно-признанными границами внутреннего самоопределения является право национальных меньшинств на контроль за своим внутренним развитием (образование, социальная политика, культура, язык и т.п.), в то время как внешние вопросы (оборона, дипломатические отношения, внешняя торговля и др.) остаются в ведении центральных органов государства. Иными словами, внутреннее самоопределение можно отождествлять с местной или региональной автономией в рамках федеративного или конфедеративного государства. В первом случае уровень самоопределения (самостоятельности) будет ниже, во втором – выше.

В Российской Федерации право народов на самоопределение осуществляется в рамках внутреннего самоопределения, национальной автономии. Существует три формы автономии: национально-государственная (российские республики), национально-территориальная (автономные округа и область) и национально – культурная. Последняя возникла недавно как способ разгосударствления этнического фактора.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О национально-культурной автономии», она рассматривается как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1).

По оценке некоторых специалистов, Закон «О национально-культурной автономии» не лишен недостатков. Но даже в таком виде он «являет собой прорыв в сторону освобождения людей от государственной опеки, которые могут теперь взять на себя ответственность за возрождение своего национального языка и культуры».

Национально-культурная автономия как форма внутреннего самоопределения не закрывает проблемы прав меньшинств в полном объеме. Прежде всего, среди специалистов по международному праву нет общепринятого определения термина «меньшинства». Оживленная дискуссия по этому поводу в Организации Объединенных Наций не увенчалась успехом.

Промежуточно это понятие можно сформулировать следующим образом: меньшинство – меньшая в численном отношении, не доминирующая группа населения, имеющая этнические, расовые, религиозные или языковые отличия от большинства. Национальное меньшинство может иметь различные социокультурные характеристики: быть малой частью крупного этноса, имеющего свое государство (российские немцы, российские поляки и т.п.), быть частью этноса, расселенного по разным странам (евреи, цыгане), быть целостной группой, не имеющей своей государственности (крымские татары). К национальным меньшинствам в некоторых случаях относят коренные народы. Следует иметь в виду и то, что понятие «национальное меньшинство» является не количественной, а политической категорией. Часто политически доминирующий этнос (латыши в Латвии, казахи в Казахстане) по численности не намного превосходит национальное меньшинство (русских), а в ряде случаев и уступает ему.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов. Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма
Терроризм и экстремизм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие ...

Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима
Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ и политолог К. Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарног ...

Глава 2
Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие. Отдыхая в Крыму, Хрущев обратил внимание на то, что даже его пляж находится в пределах прямой досягаемости американских ракет ...