Внутренне самоуправление национальных меньшинств
Страница 2

Другая политика » Национальные права человека » Внутренне самоуправление национальных меньшинств

Предпринимались неоднократные попытки дать содержательную характеристику этому понятию, однако все они не увенчались успехом. Сложность этнодемографической и этнополитической структуры России приводит к тому, что многие российские народы, которые, исходя из их численности, можно было бы отнести к этническим (национальным) меньшинствам, являются политически доминирующими в своих национально-государственных и национально-территориальных образованиях, что явно не согласуется с международными подходами к проблеме. Кроме того, степень межэтнической и межкультурной интеграции в России, уровень этнической мозаичности расселения ее народов настолько высоки, что выделить этнические меньшинства оказывается делом весьма проблематичным.

Не могла быть удачной и формулировка, которую предложили авторы законопроекта «О национальных меньшинствах в Российской Федерации» (1992 г.). Они определяли национальное меньшинство как «часть народа, проживающая за пределами его национально-государственного или национально-территориального образования (или не имеющая таковых), в инонациональной среде, и сохранившая национальное самосознание, язык, культуру, традиции и этнические особенности этого народа». Если бы такой закон был принят, он бы защищал, по справедливому замечанию В.А. Тишкова, не права меньшинств, а русских, проживающих в российских республиках, т.е. за пределами своего государства.

Что касается мирового сообщества, то только в декабре 1992 г. Генеральной Ассмблеей ООН была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Декларация формулирует обязанности государств (ст. 1) защищать существование меньшинств в рамках их признанных территорий, их национальную или этническую самобытность, т.е. право народов на жизнь. Среди прав лиц, принадлежащих к меньшинствам (ст. 2), названы: право развивать свою культуру, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, пользоваться родным языком, эффективно участвовать в культурной, религиозной, социальной, экономической, общественной и государственной жизни, в принятии решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, создавать свои собственные ассоциации, устанавливать и поддерживать без какой бы то ни было дискриминации свободные контакты с другими членами группы, а также с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.

При этом Декларация в п. 4. ст. 8 недвусмысленно утверждает, что ничто в её положениях не может быть истолковано как разрешение какой-либо деятельности, противоречащей целям и принципам ООН, включая суверенное равенство, территориальную целостность и политическую независимость государств. В соответствии с установившейся практикой ООН Декларация не является формально обязывающим документом, но можно надеяться, что со временем Декларация будет заменена соответствующей конвенцией, которая возложит на страны-участницы правовые обязательства.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Политические сообщества — это "живые организмы"
Основным выводом из синтезирующего характера геополитики является то, что мы не можем больше рассматривать политические сообщества как стабильные политические организмы, их необходимо считать живыми организмами. Политические сообщества вс ...

Борьба крестьян
В конце мая вступили в борьбу крестьяне. Они устраивали митинги и демонстрации, перегораживали дороги, чтобы привлечь внимание к своим нуждам. В основном рабочие и крестьяне выдвигали экономические требования. Они добивались повышения за ...

Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества. Понятие социальной стратификации
В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы ...