Сегодня предметом главного интереса становится вопрос о том, какими могут быть последствия войны для иракского государства и его народа, для региона Ближнего и Среднего Востока, а в перспективе – и всего мира. Вообще говоря, думать об этом должны все – и потенциальные агрессоры, и их возможные жертвы, и все остальные. Последствия, как известно, возникают в результате конкретных действий или процессов, а сами действия, если они не стихийные, чаще всего являются мотивированными, спланированными и направленными на достижение четко сформулированных целей, на решение вполне определенных и конкретных задач.
Какие именно последствия новой войны против Багдада представляются неизбежными и важными с точки зрения их влияния на ситуацию в самом Ираке, обстановку в регионе и общую ситуацию в мире?
Само содержание и характер операции «Шок и трепет», в ходе которой применялось большое количества современных высокоточных боеприпасов - ракет, авиационных бомб и кассет - практически по всем стратегически важным объектам Ирака вызвало серьезные потери среди военнослужащих и мирного населения, а также вывело из строя всю основную инфраструктуру страны, привело к невиданному разгулу мародерства и правовому беспределу, достаточно сказать, что мир лишился бесценных сокровищ, похищенных из музеев иракской столицы.
Осуществлением военной акции, результатом которой стало отстранение от власти Саддама Хусейна и режима партии БААС, Вашингтон создал условия для приведения к власти в Ираке марионеточного правительства (по аналогии с Афганистаном), которое затем приглашает в страну американские нефтяные монополии и фактически отдает всю иракскую нефтяную отрасль под полный американский контроль, вытесняя из Ирака Россию, другие страны и их нефтяные компании. На этом этапе иракская нефть – главный объект стратегического интереса США. Овладев этим ресурсом, нынешняя американская администрация добивается отмены санкций против Ирака, а затем за счет дешевой (но только для американской экономики) иракской нефти обеспечивает позитивный перелом в нынешних пессимистических тенденциях развития экономики США, снижает зависимость Соединенных Штатов от саудовской нефти и одновременно создает для себя дополнительный рычаг давления, как на остальные нефтедобывающие страны, так и на государства, зависимые от поставок арабской нефти, а это, в первую очередь, Западная Европа, Япония и Китай. Таким путем США подтверждают и усиливают свои претензии на роль глобального центра силы в мире XXI века.
Как отмечают эксперты[18], в мировой прессе появились сообщения о том, что у США есть план установления своего рода международного протектората над Ираком на неопределенный период, включая пребывание там многонациональных сил, цель которых – не допустить хаоса и кровопролития. Существует вроде бы даже намерение сделать Ирак «витриной демократии» в арабском мире; проводятся аналогии с тем, что было проделано в Германии и Японии после второй мировой войны, когда иностранная оккупация способствовала искоренению фашистских и милитаристских традиций, произошла демократизация и модернизация общества.
Но у иракцев нет того рационализма, той самодисциплины, которые позволили немцам в 1945 году осознать, что раз война проиграна, необходимо перевернуть страницу истории и сжечь все, чему поклонялись. Нет у них и уникального, впитавшего в себя древние традиции лояльности менталитета, позволившего японцам мгновенно перейти от готовности умереть за императора к столь же абсолютной готовности выполнить приказ императора – капитулировать и подчиниться победителям. А самое главное – иракцы не воспримут поражение как божью кару за грехи и преступления; все неизбежные неурядицы и междоусобицы, все кровопролитие будет поставлено в вину американцам точно так же, как сейчас в нищете и страданиях обвиняют не Саддама, а Америку. Недавняя история многих стран показала, что конец стабильности, наступление эпохи перемен и неуверенности побуждают людей забыть прегрешения свергнутой диктатуры и начать ностальгически вспоминать о стабильности и предсказуемости прежней жизни.
Другое по теме:
Политическая модернизация
Состояние политической системы оценивается по ряду основных параметров: характеру структур управления, степени включенности граждан в социально-политическое развитие и т.д.
Подходы здесь не однозначны. И если, например, марксизм связывае ...
Политические сообщества — это "живые организмы"
Основным выводом из синтезирующего характера геополитики является то, что мы не можем больше рассматривать политические сообщества как стабильные политические организмы, их необходимо считать живыми организмами. Политические сообщества вс ...
Основные типы партийных систем
Партийная система – часть политической системы общества. Представляет собой совокупность партий в государстве, прежде всего тех, которые реально участвуют в борьбе за государственную власть и в распределении этой власти, а также принципы ...