Практическое исследование политического сознания студенческой молодежи. Анализ исследования политического сознания студенческой молодежи
Страница 1

Другая политика » Анализ политического сознания студенческой молодежи » Практическое исследование политического сознания студенческой молодежи. Анализ исследования политического сознания студенческой молодежи

Для комплексного анализа следует подходить к исследованию через призму основных элементов политического сознания. В первую очередь это политическая идеология. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, отношения к ней и др. Во-вторых, политическая психология — чувства, эмоции, настроения (эмоциональный элемент). Ну и заключительным структурным элементом политического сознания выступают мотивы поведения, внутренняя установка и готовность действовать — поведенческий элемент.

Исследование проходило на базе трех крупнейших вузов города Кирова: Вятский государственный гуманитарный университет, Вятский государственный университет и Вятская государственная сельхоз академия. Выборочная совокупность составила 106 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Изучалось мнение учащейся молодежи с помощью анкеты, состоящей из 26 вопросов. Все вопросы были поделены на три категории, касаемые элементов политического сознания, соответственно это политическая идеология, политическая психология и поведенческий элемент.

Политическая идеология будет анализироваться нами через исследование отношения студенческой молодежи к политической ситуации, её изменению, отношению к основным политическим ценностям, идеологии, политическим течениям.

Наиболее общим в отношении молодежи к политике выступает наличие или отсутствие соответствующего интереса. При проведении опроса «Как Вы относитесь к политике?» выяснилось, что лишь 6% кировских студентов не интересуются политикой вообще. Если сравнивать этот показатель с показателями опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем [8], по результатам которого не интересовалось политикой более 30%, то можно сделать вывод, что интерес молодежи, в частности студенчества, возрос в разы. Хотя и утвердительный ответ «интересуюсь» дало всего лишь 23% респондентов.

На уровне деятельностном - член политической партии, движения – активность проявляли лишь 5% процентов опрошенных. Гораздо больший процент заинтересованности только в качестве избирателя - 24% может говорить о том, что уровень гражданского воспитания у студентов достаточно высок. Тогда как ещё десять лет назад этот показатель был равен 17%, соответственно можно сделать заключение, что существует тенденция к росту интереса молодежи к своему будущему. Но в большинстве своем интерес студентов к политике заключается лишь с информационной стороны, а не с деятельностной. Половина всех респондентов предпочитает лишь интересоваться политической информацией, а не прямо или косвенно участвовать в политической жизни.

Относительно всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:

· Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи;

· Молодежь не безразлична к конкретным политическим событиям;

· Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер;

· Сегодня, когда занятие общественной работой, выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности молодого человека, стало добровольным, практически такие формы участия в политической деятельности в молодежной среде свелись к минимуму;

· Основная форма интереса молодежи к политике – информационная.

Выявилась несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, партиях и движениях) переносилась и на её отношение к информационной политике. Большой интерес студенчества к политической информации не непрекращающийся его рост говорит о необходимости более активного, разнообразного по формам, систематического информирования молодежи [см. «аполитичность»; 34]

Фундаментальная ценность гражданского общества – демократия. В ней находит своё воплощение единство свободы и социального контроля, это свобода, ограниченная законом.

В условиях переходного общества меняется отношение ко многим демократическим ценностям, прежде всего к таким понятиям как законность и свобода личности. Сравним результаты исследований проведенных в рамках опроса «Молодежь-97» [8], а также нашего опроса. Респондентам предлагалось определить: «Для чего нужны законы в государстве?» (Таблица 1). Любопытно, как респонденты разных возрастов соотнесли две разные функции законов (результаты выражены в количественном отношении голосов: за 1 приняты ответы считающих «они ограничивают права граждан»):

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Федеральное вмешательство в права субъектов
В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов Федерации. В Конституции же РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмеша ...

Конституционно-демократическая партия - партия народной свободы.
Ядром партии кадетов стали две полулегальные организации: Союз земцев-конституционалистов и Союз Освобождения. Обе организации появились в 1903 г. "Союз земцев-конституционалистов" был создан либеральными земскими деятелями для ...

Античные истоки политической науки
Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором ...