Сущность политического конфликта
Страница 2

Другая политика » Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия » Сущность политического конфликта

Вторая стадия - начало конфликта, когда антагонизм перерастает в противостояние, в собственно конфликт в открытом виде. Поводом перерастания процесса в эту стадию могут быть:

а) серьёзные просчёты высшего политического руководства страны, приведшие к резкому ухудшению материального положения значительной части населения;

б) заранее запланированная провокация;

в) принятие решения, ущемляющего права другой группы;

г) запаздывание в принятии радикальных мер, направленных на решение проблем, взбудораживающих население и др.

Третья стадия - нарастание конфликта, на которой и разворачиваются конфликтные действия:

а) в борьбу вовлекаются через блоки, договоры всё большее количество других участников;

б) кризис охватывает всех участников с обеих сторон и превращается в общенациональный;

в) одна из сторон переходит к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах;

г) наконец, вооружённый конфликт, начинающийся с ограниченных масштабов, но способный развиться до войны, как продолжение политики всех участников конфликта.

Четвёртая стадия завершает весь процесс, это стадия разрешения конфликта, когда либо под давлением более сильной стороны, либо по обоюдному согласию, удаётся прийти к однозначному решению, состоянию, приемлемому для обеих сторон, когда собственно конфликтная ситуация исчерпывается. В политологической литературе излагаются различные методы, принципы, процедуры контроля и разрешения конфликтных ситуаций. К наиболее общим методам относятся следующие.

Во-первых, метод “избегания” конфликта (уход с политической арены политического деятеля или угроза ухода; избегание встреч с представителями противоборствующей стороны и т.п.).

Во-вторых, метод откладывания конфликта, когда одна из противоборствующих сторон, признав своё бессилие, сдается на “милость победителя”. Однако, с помощью этого Метода конфликтная проблема, как правило, не решается, а лишь притупляется, ибо по мере накопления сил сдавшая свои позиции сторона сможет вновь пытаться вернуть утраченные позиции.

В-третьих, метод примирения сторон через посредника, в роли которого могут выступать отдельные политические деятели или согласительные комиссии и даже страны в межгосударственных конфликтах.

В-четвёртых, третейское разбирательство или арбитраж. Осознав необходимость преодолеть конфликт, стороны передают свой спор для разбирательства третьей стороне, всецело полагаясь на её решение, обязательное для противоборствующих сторон. Однако и этот метод имеет недостатки: арбитр навязывает решение сверху, которое может не устраивать одну или обе конфликтующие стороны.

В-пятых, непосредственные переговоры. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Результатом переговоров является узаконение того нового порядка, который они установили. Переговоры позволяют прийти к согласию, консенсусу; они открывают путь к сотрудничеству ранее противоборствующих сторон.

Р. Даль считает, что в любом политическом конфликте могут возникнуть 3 альтернативы: тупик, принуждение, мирное урегулирование. Тупик возникает, когда каждый участник политического конфликта блокирует действия другого, не в силах изменить его поведение. Результат тупика в политике - статус-кво. Принуждение означает использование силовых структур, подавление другой стороны. Мирное урегулирование связано с консультациями, переговорами, поиском взаимоприемлемых решений. Этот, последний вариант, оптимальный, наиболее предпочтительный.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Понятие «политическая элита»
Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Для характеристики управляющих употребляются разные ...

Общественно-правовая система организации средств массовой информации на примере Швеции
Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы, ее площадь - 450 тыс. квадратных километров (174 тыс. квадратных миль) с «ярко выраженной экспортной направленностью»: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национальног ...

Российский федерализм и региональная политика. Ассиметричный федерализм
Современные исследователи федерализма справедливо отмечают, что хотя и нет и мире абсолютно совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы устройства обеспечивает целостность и стабиль ...