Политическая система Республики Беларусь
Страница 8

Другая политика » Политическая система и политический режим Республики Беларусь » Политическая система Республики Беларусь

Политическая система является устойчивой, если достигнута легитимность. Легитимность власти - доверие со стороны населения трем основным компонентам политической системы (по Д. Истону): политическим институтам, политическим лидерам, политическому режиму в целом. Интересно, что в развитых демократиях доля граждан, радикально отвергающих существующую политическую систему доходит до 15-20%, предельно критическим показателем в мировой практике считается уровень 40% - тогда легитимность власти ставится под сомнение.

«Легитимность» (от латинского legitimus – законный) в политологии означает признание обществом законности, правомерности официальной власти. В науку понятие «легитимность власти» впервые ввёл М.Вебер, который показал, что обретение властью законности может осуществляться по-разному в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимности: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Достижение легитимности не одномоментный, а длительный процесс, называемый легитимацией власти. Легитимность - свидетельство эффективной работы механизмов обратной связи между центрами принятия политических решений и гражданским обществом, это принятие и одобрение власти. Таким образом, общественное мнение выступает социальным регулятором политических процессов. Для выявления динамики общественного мнения можно использовать различные методы: социологические опросы, анкетирование, расчет индикаторов социально-политической напряженности.

Вопросы легитимности очень актуальны в период становления рыночной демократической системы после развала административно-командной системы и ее механизмов.

Выделяют 2 способа смены политической системы:

· революция

· эволюция

В условиях революционного способа смены политической системы власть (политическая и экономическая) полностью переходит в руки победителей. При этом вопрос легитимности остается открытым.

После этого наступает фаза установления рамочной модели политического режима и создание конституции. Интересно заметить, что затягивание фазы торга или длительное отсутствие рамочной модели очень опасно — оно может привести к утрате легитимности «временных властей» или «переговорного института» — как это случилось, например, в России в октябре 1917 г. Но не менее опасно и установление рамочной модели, не отвечающей растущим требованиям гражданского общества или затягивание с проведением выборов, лишающих временные власти легитимности. В этом случае также возможна повторная утрата уже новой властью своей легитимности, как это случилось в августе 1792 г. во Франции или в сентябре 1993 г. в России.

Следовательно, легитимность новой власти, которая возникла в результате революции требует дополнительного подтверждения (установления). особо следует отметить, что наличие демократических процедур при первичном установлении легитимности является основой будущего политического будущего данной власти

При эволюционном способе смене политической власти (режиме) власть уже является легитимной, а переход легитимности к новой власти осуществляется посредством проведения демократических свободных выборов, легитимность рассматривается как уже существующий признак власти, а ее передача формальность при смене власти демократическим способом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Другое по теме: