Политическая система Республики Беларусь
Страница 5

Другая политика » Политическая система и политический режим Республики Беларусь » Политическая система Республики Беларусь

3. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития. В белорусской политической системе эта функция принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной (Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют коллективные решения.

В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (см. главу 4 Конституции Республики Беларусь). Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент рассматривает основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции - принятия законов.

4. Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организовывают определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:

1)административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства;

2)контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер [6].

Белорусский ученый А.А. Соколовский в своей работе "Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления" (Мн., 2001) выделяет особенности функционирования исполнительной власти:

во-первых, подзаконность органов исполнительной власти - в отличие от законодательной власти, носящей первичный характер в области правотворчества, исполнительная власть имеет вторичный характер, ориентирована на исполнение закона;

во-вторых, универсальность — органы исполнительной власти действуют непрерывно и на всей территории государства, что предполагает наличие системы органов исполнительной власти на центральном, региональном и местном уровнях;

в-третьих, предметный характер - в отличие от законодательной и судебной ветвей власти, исполнительная осуществляет кадровое, финансовое и материальное обеспечение управленческой деятельности.

Полномочия исполнительной власти можно разделить на два уровня. Первый уровень охватывает полномочия исполнительной власти, имеющие "глобальное" значение для жизни общества: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; регулятивно-управленческие полномочия - деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.

Второй уровень составляют полномочия инструментального характера (обеспечение реализации функции первого уровня): нормотворчество (если норма Закона не регламентирует непосредственно исполнительских действий, то она требует уточнения, дальнейшей правовой регламентации в подзаконных нормативных актах); оперативно-исполнительная функция (центральное звено деятельности органов исполнительной власти - управленческое решение - это индивидуальный властный акт, адресованный лицу или органу, призванному разрешить определенную проблему); юрисдикционная функция.

5. Функция контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти.

В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Международный терроризм как инструмент глобального управления
Анализ политической обстановки, деятельности политиков и СМИ как в США, так и в других странах, показывает, что налицо попытка навязать мировому общественному мнению алгоритм поведения с задачей получить строго заданные реакции на террори ...

Проблема терроризма в международных отношениях: правовые и политические аспекты
Терроризм представляет собой весьма сложное и трудно поддающееся точному определению общественное явление. Оставляя в стороне различные юридические формулировки, характеризующие терроризм с точки зрения уголовного права, обратим внимание ...

Политическая коммуникация
Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие «коммуникацио» означает «связь». Под политической коммуникацией подразумеваются ...