Ярким примером в нашем случае является понятие власти. Вот что пишет известный религиозный философ и богослов Сергей Булгаков: "Власть двойственна по природе, — она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения, причём и то и другое в основе своей имеет иррациональный и мистический характер. Власть, сознающая себя законной, а не самозванной, ощущает в себе волю, право и силу повелевать, — с инстинктивной царственностью, без рассуждения или рефлексии; равно и лояльное повиновение должно быть не рассудочным, но непосредственным и в известном смысле не рассуждающим, слепым. Таков инстинкт власти, первоначальный и тёмный. Область утилитарно-рассудочная, как ни велико её значение в жизни власти, всё-таки не является для неё решающей. Анархизм в своих построениях обычно не считается именно с этим инстинктом власти, порождающим всё новые её формы, он хочет побороть феноменологию власти, не затрагивая её онтологии. Конечно, власть не может быть только чистым произволом правителей, и в принудительную форму права, облечённого защитой организованного принуждения, может быть закономерно включено не всякое содержание, а лишь принимаемое или попускаемое фактическим правосознанием"
Ильин сформулировал шесть аксиом власти [21], нарушение которых приводит к искажению, ослаблению или злоупотреблению властью. Эти аксиомы таковы:
1) Государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия.
2) Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.
3) Государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.
4) Политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.
5) Программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.
6) Государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.
Другое по теме:
Право народа на самоопределение как политико-юридическая проблема
Права, зафиксированные в этих документах, берут под защиту каждого конкретного человека, но человек всегда является членом какой-то общности. Наиболее устойчивым видом коллективного существования человека является этническая общность. Бла ...
Понятие политической культуры
Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и д ...
Греция
Наше нынешнее понятие “страна”, подразумевающее некую местность, на территории которой в едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой ко ...