Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут отчасти походить друг на друга. Поэтому было бы несправедливо при таком неравенстве налагать на них равные требования. С другой стороны, "все люди как разумные живые существа, носящие в себе влечение к счастью и к полноте духовного бытия, скрывающие в себе голос совести и способность к нравственному совершенствованию, — имеют одинаковое, по справедливости равное притязание на жизнь, на удовлетворение, на развитие своих благих способностей и на свободу добрых проявлений. Это равенство не состоит, разумеется, в том, что все имеют безграничную свободу, или что никто никому не обязан подчиняться, или что всякий волен делать, что ему угодно. Нет, свобода каждого человека простирается лишь до тех пределов, у которых начинается свобода других людей" [28].
Правильное отношение между нормами права и нормами морали, по Ильину, существует тогда, когда право, не выходя из своих пределов, согласуется по существу с требованиями морали и является для неё подготовительной ступенью и поддержкою; а мораль, со своей стороны, служа для права высшим мерилом и руководителем, придаёт правовым велениям то глубокое значение и ту обязательную силу, которая присуща морали.
Но всё это должно покоиться на самом главном, о чём неустанно пишет Ильин — на правосознании. Это ключевое слово его правовой философии. Главное и самое ценное в учении Ильина состоит в том, что оттеняя "внешнюю" природу права, он усматривает её подлинную "внутреннюю" душевно-духовную сущность.
Правосознание у Ильина так же относится к праву вообще, как естественное право к положительному праву, как нравственность к морали, нормы нравов к правовым нормам, непрерывное к дискретному, интегральное к дифференциальному, бесконечное к конечному: оно является важнейшим компонентом общественного бытия. "Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признаёт духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания:
— чувство собственного духовного достоинства,
— способность к самообязыванию и самоуправлению и
— взаимное уважение и доверие людей друг к другу.
Эти аксиомы учат человека самостоянию, свободе, совместности, взаимности и солидарности. И прежде всего, и больше всего — духовной воле"
1. Наше правовое государство строится формально — без учёта важнейшего внутреннего компонента правосознания наших политиков, наших граждан и нашего народа.
2. Государство понимается не как союз людей, организованных на началах права, объединённых господством над единой территорией и подчинённых единой власти для лучшей жизни всех, а как отделённый от народа, гражданского общества правовой институт.
3. Отсутствие каких-либо правильных форм государств бывшего СССР. Государственная форма есть функция правосознания народа в данный исторический момент. Поэтому введение несоответствующих форм, таких как республика, федерация, демократия и под., в странах, где у народов доминирующими являются монархические предпочтения, приводит к искажению и отторжению самих по себе правильных форм.
4. Следует ещё отметить, что нашему народу не хватает и просто элементарных экономических знаний. Все борются за повышение заработной платы (первыми и показательными в этом отношении были выступления шахтёров ещё в СССР, пытавшихся свалить правительство Павлова и не ведавших о последствиях своих претензий), добиваются повышения пенсий, улучшения условий труда, страхования, улучшения экологической обстановки. Но никто не отдаёт себе отчёта в том, что за это нужно платить: трудом и значительным (длительным, производительным и эффективным) самой сильной части общества (людьми от 18 до 50 лет). Никто не знает, что самую существенную роль в повышении инфляции играет увеличение заработной платы, потом уже — дефицит государственного бюджета, рост цен на мировом рынке, чрезмерные расходы на охрану природы и т. д. [34]Отсутствие инфляции и хорошая жизнь есть функция платежа — хотите хорошо жить, платите деньги, вносите налоги (в этом смысле примечательным является прямо "героическое" в наше время явление неуплаты налогов — бухгалтера нанимают и платят ему большие деньги за то, чтобы он "оформил баланс", чтобы меньше заплатить налогов). Властные структуры воспользовались этим законом экономики и уменьшили (замедлили) инфляцию за счёт не только не повышения заработной платы, а за счёт её задержки! или её невыдачи! Современное наше государство не только не в состоянии тратить деньги на экологию, но получает валюту за захоронение ядерных и химических отходов других стран, т. е. использует деньги других народов, улучшающих свою экологию за счёт экологической обстановки и здоровья наших людей. Чтобы наши старики жили достойно, нужно молодым работать на износ, чтобы в этой работе они видели и свою приближающуюся неизбежную старость и не поступали, как большевики-революционеры или как современный диктатор Джохар Дудаев, переставшие платить пенсии: одни — бывшим чиновникам, другой — всему своему народу.
Другое по теме:
Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение
В советское время народ - это историческая общность людей, которая изменяется в соответствии с задачами развития, решаемых обществом в данный период. Сейчас народ
совокупность граждан государства.
Народ - граждане. Население - все физич ...
Государственная система организации средств массовой информации на примере
Франции
Основные расходы на организацию СМИ во Франции берет на себя государство. Установление подобной модели происходило во времена президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду. Обосновывалась она теоретическим доводом, что в многопартийной, плюралис ...
Модели русского национализма
Следует различать «классическую» и «постклассическую» модели русского национализма.
Для первой свойственна жесткая зависимость политической практики от идеологических ценностей и иерархичность в постановке и реализации идеологических ...