- выяснению смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
- согласованию и сбалансированности интересов всех ее членов, определению общих коллективных устремлений и целей;
- выработке приемлемых для всех поведения и жизнедеятельности;
- распределению функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработке тех правил, по которым происходит это распределение;
- созданию общепринятого (общепонятного) всем языка – вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.
То обстоятельство, что политика представляет собой управление общественными делами, отнюдь не означает, что это управление (политическое регулирование) полностью автономно, суверенно, независимо от общества и в лице государства играет роль объективного арбитра, стоящего над общественными разногласиями. Реально, те, кто реализует эту функцию, всегда придерживаются в этих разногласиях какой-то из сторон. В конечном итоге, такого рода деятельность всецело направлена на укрепление и поддержку существующего типа общественных отношений, а не на его разрушение и замену иной системой. И в этом качестве практически без исключений выступает как обеспечение (полное или частичное) интересов одних (тех, кого существующий тип общественных отношений в той или иной мере "устраивает"), и ущемление вплоть до противодействия и подавления интересов других (тех, кого существующий тип общественных отношений в той или иной мере не "устраивает").
В то же время, как свидетельствует мировой опыт, эффективной политика может быть лишь тогда, когда власть имущие опираются не на классовое (корпоративное) насилие, а согласуют свои частные интересы с интересами всех других политических и социальных субъектов в результате частичных самоограничений (компромисса, консенсуса) и находят необходимый их баланс на принципах социальной справедливости. Отсюда нетрудно вывести критерии оценки политики – это то, как политика влияет на общее развитие людей и отдельного индивида, формирует гарантии соблюдения прав и свобод граждан, обеспечивает их защиту и достоинство, создает условия для свободы творчества и самореализации, роста благосостояния и т.д.
Важным в характеристике политики является ее динамизм – чаще всего это причинно обусловленная, ситуативная, изменчивая по форме и ориентации деятельность на службе практической организации общества. Если суммировать основные факторы, детерминирующие политику на каждом конкретно-историческом отрезке социальной эволюции того или иного общества, то их можно свести к четырем группам:
Во-первых, это мировые условия, т.е. условия исторической эпохи, в которых разворачивается жизнь всего человечества;
Во-вторых, экономические, социальные и духовно-идеологические условия страны, природа и характер ее общественного строя, уровень развития и, прежде всего, господствующий способ производства материальных и нематериальных благ. При этом немаловажное значение имеет мораль и нравственность, национальный менталитет, в том числе политическая культура и политические традиции;
В-третьих, содержание и характер основных задач, решаемых обществом в данный конкретный период, определяемых в основном динамикой развития производительных сил, необходимость соответствующих изменений во все элементы надстройки;
В-четвертых, конкретное состояние политической сферы страны, которая обладает известной самостоятельностью по отношению к другим областям общественной жизни. Политические явления и процессы имеют свою объективную логику, свои правила игры. В политике всегда складывается конкретная политическая ситуация, определяющая расстановку политических сил и тактические задачи, методы и средства политических действия, формы взаимоотношений между их субъектами (акторами) и т.д.
Другое по теме:
Установление социализма в Венгрии. ВКП и борьба за
власть в «год перелома» (лето 1947 – лето 1948 гг.)
Летом 1947 г. на политической арене Венгрии действовали 10 партий, претендовавших на места в парламент. Шесть из них состояли в оппозиции к правительственной коалиции, но лишь одна имела своих представителей в Национальном собрании. По пр ...
Российская модель демократизации
Процесс демократизации в России также существенным образом отличается от «классических» моделей. Следует отметить, что, если страны Восточной Европы оцениваются как в целом ориентированные на формирование элементов консолидированной демок ...
Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в
демократические
Одна из первых попыток создания модели перехода от авторитаризма к демократии была предпринята Д. Растоу. В качестве необходимых предварительных условий Растоу выделяет национальное единство и национальную идентичность. Процесс демократиз ...