Субъекты и объекты в политике

Другая политика » Основные элементы политической системы общества » Субъекты и объекты в политике

Объект в политике — та часть политической системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Субъект в политике — источник целенаправленной политической деятельности. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике — взаимозаменяемые: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но это взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты, и объекты — люди — носители социально-политических качеств.

Поэтому часто различают «субъект политики» (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и «политический субъект» (в случае, когда деятельность субъекта; преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два связанных между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо, знание об объекте) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).

Политические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов.

Политические отношения являются механизмом стабильности государственного строя.

Политические отношения имеют вертикальный (субординационный) и горизонтальный (координационный) характер.

Координационные политические отношения отражают взаимоотношения людей, для которых характерны равные отношения между собой как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровнях. Поскольку при тоталитарном политическом режиме горизонтальный уровень политических отношений не развивался, то становление координационных политических отношений в российском обществе и государстве осуществляется с трудом.

Субординационный уровень — это уровень вертикальной упорядоченности. При нем существует подчиненность элементов системы, которая является следствием различного положения людей, их территориального, национального и других статусов. Каждый элемент вертикальных политических отношений, занимая свой уровень, оказывает воздействие на другой. Возникают политические отношения направляющего и подчиненного содержания, при которых обе стороны взаимосвязи имеют свои особенности, подвижные в пространстве и времени их взаимодействия. При нормальной субординации политические отношения не отрицают координационные связи, а основываются на них.

Политические отношения в политической жизни советского общества в основном фиксировались на уровне вертикальном, субординационном. Горизонтальный, координационный уровень политических отношений при монопольное вертикального не развивался. При вертикальном уровне политической системы общества субъекты политических отношений — партийно-государственная номенклатура, аппарат исполнительной власти — получали статус особенности, безгрешности, определения программ политической деятельности, механизмов ее осуществления, будущности общества. Выключение горизонтального уровня политических отношений при гипертрофии вертикального привело к отчуждению от политики социальных общностей масс, отдельных, личностей.

В демократической политической системе ее основная функция состоит в поддержании вертикальных и горизонтальных политических отношений. Это, позволит исключить из политического процесса принцип неравенства субъектов, придать закону общецивилизационным нормам морали приоритетность.


Другое по теме:

Социальное государство
Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века . Выдвигалось множество идей теории социального государства. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его во ...

Предпосылки распространения марксизма в России
Заканчивался период утверждения капитализма, который советские историки датируют примерно 1861-1882 гг.: в результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушая общину, проникал в деревню. Вместе с ним рос пролетариа ...

Тенденции, модели процесса антиглобализации
В силу существования множества негативных последствий глобализации, многие из которых перечислены выше, в мире образовалось и постоянно расширяется и модернизируется движение антиглобалистов. Их деятельность разнообразна: от проведения ма ...