Современный политический российский лидер
Страница 1

Другая политика » Формирование имиджа политического лидера в современной России » Современный политический российский лидер

Прежде чем говорить об особенностях политического лидерства в России, необходимо упомянуть о среде их формирования. Выделяют шесть политических констант России.

Авторитарный характер власти

Государство доминирует, общество занимает подчиненное положение. Огромная политическая роль бюрократии, «выключенность» широких народных масс из повседневного политического процесса.

Обращенность политической культуры в будущее.

Отсутствие национального согласия, болезненный разлад между различными социальными группами.

Стремление к постоянному сокрушению кумиров и воздвижению новых, экстремизм, нетерпение, желание «до основанья» разрушить «старый мир». Острая конфликтность.

Развитая толерантность. Однако оборотной стороной этого является недостаточная способность русских осознавать, формулировать и защищать собственно национальные и этнические интересы.[12]

Через специфику политического режима, сложившегося в современной России раскрывается необходимость сильной власти и соответствующего типа политического лидера. Достаточно распространенным в современной России оказалось определение ее режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. Это означает, что Россия ушла от своего прошлого, но значительно отличается от западных моделей демократии. Это проявляется:

- в отсутствии развитого среднего класса,

- в отсутствии консенсуса между различными социальными группами по базовым ценностям,

- в неразвитости рыночных отношений в гипертрофированной роли государства и бюрократии,

- в коррупции во всех эшелонах власти,

- в неподконтрольности органов власти,

- в ограничении роли представительных органов.

Довольно часто режим, существующий в России, называют также олигархическим, жестко авторитарным или делегативной демократией.

Во все времена в России существовал такой тип политической системы, который опирался на эффективность власти, а не другие компоненты. До революции - монарх-самодержец - традиционный тип лидера. В советский и постсоветский период власть олицетворяли «вожди». Это феномен подданнической культуры и тотальной зависимости населения от власти, когда общество отождествляется с государством, политика с идеологией, а воля «вождя» с волей народа. Его наделяют необыкновенными способностями, мудростью и прозорливостью. В современной России признаки персонифицированной власти трансформировались в политическое лидерство. Но становление института политического лидерства делает только первые шаги. Институт президентства формируется на всеобщих выборах, результаты свободного волеизъявления народа признаются всем обществом, деятельность лидера опирается на Конституцию, существует разделение властей. Однако это чисто внешние проявления власти, а в действительности концентрация власти в руках Президента превышает объем полномочий прежних правителей. Отсутствие правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют «абсолютную» власть. При этом основными тенденциями в развитии политического лидерства в России являлись:

- слабое исполнение функциональных обязанностей - выработка стратегии, интеграция масс, взаимодействие власти и общества, защита общества от беззакония, мобилизация масс на проведение реформ;

- ориентация власти на личность лидера - концентрация политического господства и укрепление верховной власти;

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Особенности принятия политических решений в нефтегазовом комплексе
Прежде чем приступить к описанию проблемы, хотелось бы указать на дефицит литературы по рассматриваемой теме. Автору удалось обнаружить лишь небольшое количество материалов по отраслевому лоббированию нефтегазового комплекса в РФ. Поэтом ...

Глобализация как стимулятор международной активности
Главной ошибкой многих апологетов глобализации, таких, как Р. Робертсон, является их убежденность в том, что новые культурные стандарты и новые глобальные идентичности обязательно должны замещать старые, и, прежде всего, этнические. Реаль ...

«Рационализированный парламентаризм»
Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент. Творцы Конституции 1958 года ликвидировали всевластие Парламента, ведущее к частой смене правительств. В первую ...