Рождение феминизма и феминистского движения
Страница 1

Другая политика » Гендерное неравенство женщин » Рождение феминизма и феминистского движения

Начало XVIII века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской "слабости", тогда то появилось выражение "слабый пол". Но уже к середине столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе "второго сорта". Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть "следствие определенных гражданских законов" и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеции доказывал, что гражданская "непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания". При явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном браке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею "естественного права" по отношению к женщинам, Ж.Ж. Руссо включил в ее состав миф о природном предназначении мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.

На протяжении всего XVIII века женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей - своих друзей - в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь - на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.

В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адаме, которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: "Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов"

В предреволюционной Франции поборницы женских прав (мадам де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также обращали внимание на женское бесправие. Однако главный документ Великой Французской революции, провозгласившей в 1789 лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, - Декларация прав человека и гражданина - был принят все же без учета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией "Протест французских женщин" против созыва парламента (Генеральных Штатов) без их участия, французская Конституция 1791 г. отнесла женщин к "пассивным" членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию "свободных" и "равных" и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав - феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1793, "Декларацию прав женщины и гражданки". Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности занимать государственные посты. Недовольство женских масс во Франции, быстро организовавшихся в женские клубы и собрания, подстрекательства, пыталось ввести в правовые рамки "Общество женщин революционных республиканок" - первая женская политическая организация, также возникшая в 1791. Однако ее деятельность была в 1793 запрещена Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795 женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Социальная общность и социальные группы в современном мире
Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связан ...

Концепции институциональной реорганизации НАТО
Практическое решение вышеперечисленных проблем в рамках Североатлантического альянса должна была обеспечить концепция «многонациональных оперативных сил» (МОС), которая впервые была предложена на рассмотрение Совета министров НАТО министр ...

Понятие политической культуры
Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и д ...