Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус, виды
Страница 1

Другая политика » Роль общественных организаций в развитии гражданского общества » Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус, виды

Впервые, в законодательстве современной России понятие "общественное объединение" как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР "Об общественных объединениях" от 9 октября 1990 г.

В число общественных объединений включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан.

Согласно ст. 117 ГК РФ "общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Формулировку данной нормы нельзя считать совершенной, потому что общественное объединение - понятие собирательное. Оно охватывает несколько организационно-правовых форм.

В связи с этим Федеральный закон "Об общественных объединениях" не только дает общее определение общественного объединения, но и раскрывает организационно-правовые формы, охватываемые этим понятием.

В соответствии со ст. 5 названного Закона "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общностей интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Виды общественных объединений согласно ФЗ.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация,

общественное движение,

общественный фонд,

общественное учреждение,

орган общественной самодеятельности,

политическая партия, (ст. 7 указанного Закона).

Каждая из названных организационно-правовых форм имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих установленным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности - немеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Вторая мировая война и вхождение Венгрии в сферу советского влияния. Роль СССР в освобождении Венгрии и создании новой государственной власти
Как известно, в результате второй мировой войны Европа разделилась на два лагеря: капиталистический и социалистический. Венгрия попала в сферу влияния Советского Союза. Как это произошло? Летом 1944 года советские войска добились серьезн ...

Имидж политика как аспект взаимодействия в политической рекламе
Имидж лидера – один из главных инструментов политической рекламы. Его специфическое качество – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммун ...

Ведение
Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических ...