Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии
Страница 1

Другая политика » Правовой анализ форм народовластия в России » Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам

- форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами.

Выборы- форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица[6]

Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, главы муниципальных образований (главы районов, мэры городов и др. ).

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.

Законодательство предусматривает референдум РФ, референдумы субъектов Федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", а также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Референдум РФ - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения[2;ст. 1].

Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы значения, затрагивающие интересы народа. По инициативе Конституционного Собрания может быть вынесен проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Кроме того, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией к ведению о Российской Федерации (ст. 71), а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Определенные вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум. [2;ст. 6]

Право на участии в референдуме

Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участник референдума обладает одним голосом. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Политические манипуляции. Понятие политического манипулирования
Политическое манипулирование (ПМ) — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к ...

Конфликты в парламенте
В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, отдельными депутатами. Основные способы разрешения конфликта в парламенте: 1. навязывание воли одной или ...

Разновидности социальных групп
Кроме классов, субъективность которых самая влиятельная в политике, ее субъектами стремятся стать и другие социальные группы. В XX ст. в политической науке остро появилась проблема групп, которые руководят. В пределах их изучения появили ...