Основные типы политического лидерства
Страница 2

Другая политика » Политическое лидерство » Основные типы политического лидерства

По Ницше, человек есть единственное животное, которое причиняет страдания другим без всякой дальнейшей цели, кроме этой. Другие животные никогда не делают этого иначе, как для удовлетворения только голода или в пылу борьбы. Если тигра упрекают в том, что он губит больше, чем пожирает, то все-таки он душит жертву, лишь с намерением ее сожрать, а происходит это просто от того, что, по французскому выражению, «глаза у него больше желудка». Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить; но человек делает это — что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем просто зверский.

В сердце каждого, неустанно подчеркивал Ницше, действительно сидит дикий зверь, который только ждет случая, чтобы посвирепствовать и понеистовствовать в намерении причинить другим боль или уничтожить их, если они становятся на его пути, — это есть именно то, из чего проистекает страсть к борьбе и к войне, именно то, что задает постоянную работу своему спутнику — сознанию, которое его обуздывает и сдерживает в известных пределах.

Ницше дал политическим технологам «легкий рецепт» производства «великого человека толпы». Он советовал, что при всяких условиях нужно доставлять толпе то, что ей весьма приятно, или сначала «вбить ей в голову», что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но, ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. У толпы должно создаться впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или, по крайней мере, ей должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она, тем не менее, будет стыдиться перед ним, и он будет еще более популярен[8].

Итак, согласно Ницше, «сверхчеловек» может быть насильником, завистником, эксплуататором, интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем — смотря по обстоятельствам.

Но одновременно в политической науке возникает другая концепция политического лидерства, которая обращается к лучшим сторонам человеческой души, призывает к любви, миротворчеству и ненасилию. Наиболее ярким воплощением такого типа лидерства стал индийский политический деятель М. Ганди.

Первый президент Индии Д. Перу оставил интересный портрет Ганди в своей книге «Взгляд на всемирную историю»:

.Голос Ганди отличался от других голосов. Он звучал тихо и спокойно, и тем не менее его не могли заглушить крики толпы. Он был мягким и ласковым, но в нем звенела сталь. Он звучал вежливо, он увещевал, но в нем слышалось нечто непреклонное и угрожающее. Каждое произнесенное им слово было исполнено значения и чрезвычайной серьезности. За мирными и дружественными словами таилась сила, призыв к действию и решимость не уступать злу »[9].

М. Ганди был убежден, что добиться политической власти лидер может . с помощью любви: «Душа пополняется знанием, в ней рождается любовь . Ненасилие — это покой, но активное ненасилие — это любовь. Мир существует движимый любовью»[10]. Ганди формулирует и обосновывает основные принципы «ненасильственного» политического лидерства: несотрудничество (отказ от должностей, бойкот правительственных и иных учреждений), организация мирных демонстраций и шествий и гражданское неповиновение — неподчинение законам колониальной администрации. Его «ненасильственное» лидерство было направлено против кровопролития, он выступал за разрешение всех конфликтов путем арбитража.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Основные группы интересов в России. Российская практика лоббизма
Одним из основных подходов к природе и содержанию политики и политического является социальная концепция политики, согласно которой политика имеет социально-групповую природу. Именно социальная дифференциация, складывание социально-группо ...

Тоталитарный режим. Понятие тоталитаризма
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Теория тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила разви­тие в последующие де ...

Выводы
В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха­низма выравнивания этнополитического пространства региона. Разумеется, вышеперечисленные меры только ...