Легитимность[1] власти
Страница 2

Другая политика » Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе » Легитимность[1] власти

Вождистско-плебисцитарная легитимность характерна для авторитарных и тоталитарных режимов. В их основе лежат традиции, опора на власть лидера, партии, армии. Очевидно, нельзя категорически утверждать, что этому типу легитимности совсем чужды демократические моменты. Здесь может признаваться право большинства, некоторые демократические принципы могут распространяться на деятельность партии. Однако по сути вождистско-плебисцитарная легитимность только внешне, атрибутивно демократична. В её основе постоянная поддержка установившегося режима власти подавляющим большинством народа, основанная на признании особых заслуг партии, особенно её вождя. Подобная легитимность возникает и постоянно подпитывается официально насаждаемыми представлениями об особом, историческом предназначении существующей власти, как условия и единственной возможности успешного развития общества, прорыва к светлому будущему. Крепость власти, режима в конечном счёте зависят от того, насколько оправдываются провозглашённые обещания, достигаются намеченные цели.

Если вождистско-плебисцитарная легитимность устойчива, передаётся от поколения к поколению, значит она адекватна культуре данного общества. Но как показывает исторический опыт, рано или поздно эта форма узаконения власти всё же приходит в упадок, наступает застой и зреет, формируется потребность в другой, либерально-демократической легитимности.

Смена одного типа легитимности другим – сложный, противоречивый и длительный процесс. Там, где только начинают основываться демократические процедуры легитимности, может наступить нестабильность, частая сменяемость правящих политических сил, быстрая смена правительств, неустойчивость политического курса. Это в общем нормальное явление при переходе от тоталитарно-авторитарного правления к либерально-демократическому. Однако всё это допустимо в определённых пределах, так как анархия, беспорядок, неуправляемость не приближают демократию, а отдаляют её, подвергают общество таким испытаниям, которые оно может и не выдержать. История свидетельствует, что любая легитимность противостоит анархии, гражданской войне, войне законов, параду суверенитетов. В условиях цивилизованных социальных отношений важнейшей стороной легитимации является правовое урегулирование и практическое осуществление смены партий и высших должностных лиц у власти. Это прежде всего – соблюдение сроков всеобщих выборов, пребывание на посту президента; уход правительства в отставку при неодобрении его политики, уход деятелей с политической арены (хотя бы временный) по этическим соображениям. Только власть, строго соблюдающая нормы права и “правила игры” получает легитимность в глазах народа, который готов поддержать её без угрозы применения силы. Легитимность всегда связана с соблюдением строгой политической ответственности государственных и общественных деятелей перед своими гражданами, а не только перед парламентом или избирателями своего округа.

Говоря о легитимности власти следует помнить, что это тонкая и почти неуловимая материя. Здесь важно всё: от средств массовой информации, общей и политической культуры населения, уровня его благосостояния до традиций, привычек, стереотипов поведения, фольклора и … слухов. Правящие круги стремятся при этом сформировать и внедрить в массовое общественное сознание образ справедливой власти под стать им самим.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Политическая система Республики Беларусь
Принято считать, что само понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. фон Берталанфи (1901- 1972) в 20-х годах ХХ в. для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как целостность, как сов ...

Возникновение социальной либеральной концепции
Попытки переосмысления основ либеральной идеологии предпринимались уже во второй половине XIX в. Так, например, признаки "социализации" либерализма прослеживаются в трудах английских идеологов И. Бентама и Д.С. Милля. Оставаясь ...

Понятие и сущность информационной войны
Человек сам по себе есть универсальная, на все способная тварь. Только внешние ограничения и принуждение, исходящие от других окружающих его тварей того же рода, делают из него более или менее приличное существо. А. Зиновьев Информац ...