Принцип разделения властей
Страница 3

Другая политика » Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе » Принцип разделения властей

Несколько иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент – законодательная власть, выдвигает главу правительства и назначает исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности правительства выступает парламент. Часть же парламента из неправящего меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того, свой источник легитимности имеет и королева (глава государства), наделённая определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра, одобрение законов. Суть подобного разделения состоит в том, чтобы создать необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти, сосредоточения её в одних руках, в одном политическом институте.

Разделение властей в либеральных демократиях осуществляется не только “по горизонтали” (между законодательной, исполнительной и судебной властями), но и по “вертикали” – между национальными и местными органами управления. Среди режимов такого рода преобладают федерации – США, Канада, Австралия, Германия и некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом конституционных гарантий. Однако и в централизованных (унитарных) государствах, вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет достаточно важную роль.

Важным компонентом теории либеральной демократии является категория диффузности власти, т.е. её рассеивание в политической системе. Например, в США она разделена не только в центре, как уже об этом говорилось, но и рассеяна от центра к штатам (федеральный принцип), от них к органам местного самоуправления, а также между различными группами, участвующими в политическом процессе. Это разного рода ассоциации: партии, профсоюзы, группы давления (лобби), социальные инициативы и т.д. В США эти организации охватывают более двух третей самодеятельного населения. Через эти организации граждане США оказывают определённое влияние на процесс принятия политических решений и их исполнение. Особенно велика в этом деле роль средств массовой информации (“четвёртая власть”). Диффузность власти – это раздача власти, её распыление между множеством институтов государственного и негосударственного характера. Отсюда и происходят понятия “плюралистическая демократия”, “политический плюрализм”.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Перспективы развития России
Чтобы понять, насколько оправданы претензии России на статус «энергетической сверхдержавы» и равноправного члена G8, необходимо более детально рассмотреть экономическое положение. В последнее время ВВП России растет достаточно устойчивыми ...

Идеология режима «государственного социализма»
Идеология новой власти была отражением идейных поисков в боливийском обществе в 20-30-е годы, а также новых теорий государства, получивших широкое распространение на континенте. Во-первых, само название режима, «государственный социализм» ...

Формирование теоретических основ политологии
На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исслед ...