Принцип разделения властей
Страница 3

Другая политика » Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе » Принцип разделения властей

Несколько иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент – законодательная власть, выдвигает главу правительства и назначает исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности правительства выступает парламент. Часть же парламента из неправящего меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того, свой источник легитимности имеет и королева (глава государства), наделённая определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра, одобрение законов. Суть подобного разделения состоит в том, чтобы создать необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти, сосредоточения её в одних руках, в одном политическом институте.

Разделение властей в либеральных демократиях осуществляется не только “по горизонтали” (между законодательной, исполнительной и судебной властями), но и по “вертикали” – между национальными и местными органами управления. Среди режимов такого рода преобладают федерации – США, Канада, Австралия, Германия и некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом конституционных гарантий. Однако и в централизованных (унитарных) государствах, вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет достаточно важную роль.

Важным компонентом теории либеральной демократии является категория диффузности власти, т.е. её рассеивание в политической системе. Например, в США она разделена не только в центре, как уже об этом говорилось, но и рассеяна от центра к штатам (федеральный принцип), от них к органам местного самоуправления, а также между различными группами, участвующими в политическом процессе. Это разного рода ассоциации: партии, профсоюзы, группы давления (лобби), социальные инициативы и т.д. В США эти организации охватывают более двух третей самодеятельного населения. Через эти организации граждане США оказывают определённое влияние на процесс принятия политических решений и их исполнение. Особенно велика в этом деле роль средств массовой информации (“четвёртая власть”). Диффузность власти – это раздача власти, её распыление между множеством институтов государственного и негосударственного характера. Отсюда и происходят понятия “плюралистическая демократия”, “политический плюрализм”.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Коммерческие и некоммерческие организации, граждане
Коммерческие и некоммерческие организации участвуют в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами. Коммерческие и некоммерческие организации, а так же граждане ...

Общественно-правовая система организации средств массовой информации на примере Швеции
Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы, ее площадь - 450 тыс. квадратных километров (174 тыс. квадратных миль) с «ярко выраженной экспортной направленностью»: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национальног ...

Фашизм
Фашизм как идеология возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной из причин его возникновения явились последствия общественного кризиса капитализма. Переход "свобод ...