Этнические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.

Сравнительное изучение, этнических конфликтов свидетель­ствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили:

1) этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;

2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этни­ческую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осоз­нанным. Этническая самоидентификация, таким образом, это аскриптивный тип социальной идентификации, что существенно по­вышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, от­даваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение;

3) этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение террито­рией, землей, ее недрами);

4) этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - клас­совые, экономические, правовые, экологические.

Этнические конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конф­ликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.

Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

Таким образом, этнические конфликты красной нитью проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфлик­тные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу[1].


Другое по теме:

Восстановление политологии в России.
С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги , Создавшие условия для формирования новой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в общес ...

Геополитическое будущее России
Распад Варшавского договора и Советского Союза ознаменовали торжество атлантической стратегии, которая проводилась в жизнь США и их союзниками в течение всего XX века. Запад побеждает в холодной войне с Востоком. Морская сила празднует по ...

Сущность и структура политической системы общества
Понятие «система» в переводе с греческого – целое одичает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических р ...