Этнические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.

Сравнительное изучение, этнических конфликтов свидетель­ствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили:

1) этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;

2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этни­ческую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осоз­нанным. Этническая самоидентификация, таким образом, это аскриптивный тип социальной идентификации, что существенно по­вышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, от­даваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение;

3) этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение террито­рией, землей, ее недрами);

4) этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - клас­совые, экономические, правовые, экологические.

Этнические конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конф­ликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.

Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

Таким образом, этнические конфликты красной нитью проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфлик­тные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу[1].


Другое по теме:

Соотношение политики и морали
Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и ко ...

Греция
Наше нынешнее понятие “страна”, подразумевающее некую местность, на территории которой в едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой ко ...

Начало «холодной войны» и борьба Запада и СССР за влияние в Венгрии
Как уже указывалось, большую роль в поддержке компартии Венгрии сыграл Советский Союз. Вообще мнение стран-победительниц играло большую роль в определении политики венгерских партий. Как отмечал М. Сабо, «события разворачивались в исключи ...