Второе направление связано с изучением проблемы терроризма в ЮФО, его религиозной и политической доктрине. Его изучают отечественные ученые многих научных специальностей — юристы, историки, социологи, политологи, философы; этой теме посвящен ряд монографий, брошюр, научных статей, диссертационных исследований. Появились первые попытки целостного подхода к чеченской проблеме. Но они, как правило, страдают очевидной политической заданностью, тенденциозностью[3]. Важным представляется формирование документальной базы и публикация мемуарной литературы участников и свидетелей событий в Чечне[4].

Можно выделить несколько авторов, внесших огромный вклад в научную разработку проблемы терроризма на Северном Кавказе. К таким исследователям относятся И.П. Добаев[5], Шестаков В[6], Дугин А., Черноус В.В., Ханбабаев К.М., Акаев В. Х[7]., Бережной С.Е., Дакаев, Кротов Д.В., Примаков Е.М., Хлобустов О., Хлебников И., Федоров А.В., Ожиганов Э.Н., Боровиков Е.В., Романченко Ю.Г, Ярлыкапов А.А., Абдуллаев Н, Шляхтина О. и др.

В работах исследователей наиболее полно отражена специфика ислама в регионе, особенности его развития, дана характеристика всем радикальным течениям в исламе, отражена специфика традиционного ислама и его взаимодействие с радикализированными течениями.

Все авторы выделили современный терроризм в особый вид. И.П. Добаев и В.И. Немчина выделяют его как «новый терроризм» или «террористический интернационал», т.е. не связывающий себя с каким-либо конкретным государством[8]. Валерий Шестаков называет данный терроризм «новой формой тотальной войны»[9]. Евгений Примаков говорит о терроризме, как о «самодостаточной системе», как о новом игроке на международной арене[10]. Федоров А.В. характеризует его «супертерроризмом»[11].

Однако в работах не освещаются совсем или затрагиваются частично произошедшие в конце XX - начале XXI века теракты, их последствия, методы противодействия, выработанные властями и которые еще необходимо выработать. Авторы углубляются в идеологию ваххабизма, его истоки, последствия же его для России остаются слабо изученными.

Цель курсовой работы – выявить связь терроризма в ЮФО с международным терроризмом, определить идеологическую базу террористов, а также дать характеристику практическому проявлению идеологии терроризма, его последствиям и методам противодействия, выработанным в современной России.

При написании курсовой работы я руководствуюсь понятиями терроризма и экстремизма.

Определение понятия терроризма во всех источниках разное.

В своей же работе я буду опираться на более полное определение этого понятия, данного в ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий[12].

Экстремизм - 1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств[13].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Функции политических лидеров
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, ...

Проблема права и правового государства
Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут о ...

Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
Политическая же социализация имеет в политологии несколько трактовок. Приведем наиболее типичные: 1. Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему. (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. ...