Второе направление связано с изучением проблемы терроризма в ЮФО, его религиозной и политической доктрине. Его изучают отечественные ученые многих научных специальностей — юристы, историки, социологи, политологи, философы; этой теме посвящен ряд монографий, брошюр, научных статей, диссертационных исследований. Появились первые попытки целостного подхода к чеченской проблеме. Но они, как правило, страдают очевидной политической заданностью, тенденциозностью[3]. Важным представляется формирование документальной базы и публикация мемуарной литературы участников и свидетелей событий в Чечне[4].

Можно выделить несколько авторов, внесших огромный вклад в научную разработку проблемы терроризма на Северном Кавказе. К таким исследователям относятся И.П. Добаев[5], Шестаков В[6], Дугин А., Черноус В.В., Ханбабаев К.М., Акаев В. Х[7]., Бережной С.Е., Дакаев, Кротов Д.В., Примаков Е.М., Хлобустов О., Хлебников И., Федоров А.В., Ожиганов Э.Н., Боровиков Е.В., Романченко Ю.Г, Ярлыкапов А.А., Абдуллаев Н, Шляхтина О. и др.

В работах исследователей наиболее полно отражена специфика ислама в регионе, особенности его развития, дана характеристика всем радикальным течениям в исламе, отражена специфика традиционного ислама и его взаимодействие с радикализированными течениями.

Все авторы выделили современный терроризм в особый вид. И.П. Добаев и В.И. Немчина выделяют его как «новый терроризм» или «террористический интернационал», т.е. не связывающий себя с каким-либо конкретным государством[8]. Валерий Шестаков называет данный терроризм «новой формой тотальной войны»[9]. Евгений Примаков говорит о терроризме, как о «самодостаточной системе», как о новом игроке на международной арене[10]. Федоров А.В. характеризует его «супертерроризмом»[11].

Однако в работах не освещаются совсем или затрагиваются частично произошедшие в конце XX - начале XXI века теракты, их последствия, методы противодействия, выработанные властями и которые еще необходимо выработать. Авторы углубляются в идеологию ваххабизма, его истоки, последствия же его для России остаются слабо изученными.

Цель курсовой работы – выявить связь терроризма в ЮФО с международным терроризмом, определить идеологическую базу террористов, а также дать характеристику практическому проявлению идеологии терроризма, его последствиям и методам противодействия, выработанным в современной России.

При написании курсовой работы я руководствуюсь понятиями терроризма и экстремизма.

Определение понятия терроризма во всех источниках разное.

В своей же работе я буду опираться на более полное определение этого понятия, данного в ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий[12].

Экстремизм - 1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств[13].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Идейные истоки тоталитаризма
«Еще в античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях ...

Личностные характеристики
С появлением публичной политики появился запрос на индивидуальную неповторимость лидера. Личностная определенность, узнаваемость образа становится сейчас необходимыми компонентами успешной политической карьеры. Среди личностных достоинст ...

Главные пункты политической концепции Гоббса. Происхождение государства
Политическая теория Гоббса был направлена против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать рево ...