Ключевой геополитической проблемой на современном этапе является организация пространства на Западе Евразии. Планетарный Запад в самом широком смысле распадается для России на две составные — Запад как Америка и Запад как Европа. Запад, как и Америка, является главным геополитическим противником России, штабом и центром атлантизма. Позиционная геополитическая война с Америкой и составляет сущность евразийской политики, начиная с середины XX столетия. Позиция России тут ясна — необходимо противодействовать атлантической геополитике США на всех уровнях и во всех регионах Земли, стараясь максимально ослабить противника. Вторая реальность, которая также определяется термином Запад, имеет другое значение. Это — Европа, которая на данный момент не имеет собственной геополитики и собственной географической воли, ее функции ограничиваются тем, что она служит подсобной базой США и Евразии и местом наиболее вероятного планетарного конфликта.
Задача России — вырвать Европу из-под контроля США (НАТО), способствовать ее объединению, укреплять интеграционные связи с Центральной Европой под знаком основной внешнеполитической оси Москва — Берлин. Евразии нужна союзная дружественная Европа еще и потому, что экономическая интеграция с ней даст возможность решить большинство технологических проблем России и Азии — в обмен на ресурсы и стратегическое военное партнерство.
Атлантические геополитики прекрасно понимают стратегическую опасность союза России с Европой (особенно с Германией) и традиционно стремятся всячески препятствовать этому. Самым эффективным методом, по их мнению, является санитарный кордон, т. е. полоса из нескольких приграничных государств, напрямую связанных с атлантическим полюсом. Речь идет о появлении геополитической пропасти между Балтикой и Черным морем. Претендентами на членство в новом санитарном кордоне являются государства Прибалтики, Польша, Беларусь, Украина, Венгрия, Румыния, Чехия и Словакия.
Задача Евразии состоит в том, чтобы этой границы не существовало, отсутствие ее будет способствовать укреплению союзнических отношений между Россией и Европой, превращению пространства от Дублина до Владивостока в зону евразийской кооперации, сотрудничества и стратегического партнерства. Как бы там ни было, идея антизападной, традиционной, имперской Европы становится сегодня все более актуальной, так как присутствие американских войск на европейском континенте больше не оправдывается наличием советской угрозы. Тенденции к политической эмансипации и поиску идеологической альтернативы нарастают в Европе с каждым днем, параллельно с этим увеличиваются шансы создания независимого Евразийского Великого Пространства.
Россия, другие ведущие государства не воспринимают однополярной модели мирового устройства. Наиболее вероятной выглядит многополюсная модель мирового развития. В многополярном миропорядке сохраняются отдельные центры тяжести. Это — США, Россия, ЕС, Япония, Китай. И если в биполярной модели блоки были стабильными, то многополюсная модель предусматривает подвижность ее конфигурации.
Сегодня перед Россией стоит задача заново сформулировать свои политические цели, адекватные новым реальностям.
Именно успехи или неудачи на внутреннем фронте будут определять вес и влияние России как на постсоветском пространстве, так и во всем мире. В целом в ситуации переходности, оптимальной для России, представляется стратегия разноудаленности или равноприближенности к основным центрам силы, исключающая конфронтацию с каким-либо из этих центров и в тоже время попадание в зависимость от них.
Другое по теме:
Институты непосредственной демократии
Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны.
Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательн ...
Основные черты раннего утопического социализма
В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западноевропейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцени ...
Аспекты национальной безопасности в Республике
Казахстан с учётом религиозных факторов. Политика национальной безопасности в контексте социальных
и межконфессиональных отношений
Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, межнациональных и ...

