Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
Страница 2

Другая политика » Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне » Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне

Концепция устойчивого развития является предпочтительной уже потому, что в ней речь идет о смене конкурентного типа поведения на согласительный. Это дает возможность приобрести на Западе мощных союзников в лице подлинно демократических сил, в том числе - левых демократов, "центристов" и разумных представителей "правого центра", которые в состоянии увидеть за корпоративными и иными частными интересами безотлагательную необходимость решения глобальных, общечеловеческих проблем.

Необходимость использования концепции устойчивого развития во многом определяется тем, что принципы устойчивого развития:

Дают возможность осмыслить проблемы современной России в общемировом контексте;

Помогают системно осмыслить собственные закономерности развития общества;

Заставляют решать местные, региональные проблемы с учетом общемирового и общероссийского контекста.

Содержание понятия "регион" зависит от того, какой конкретный срез жизни он отражает. Так, например, региональная политика квалифицируется как инструмент стабилизации социальной жизни, регулирования взаимоотношений общества со средой его существования как природной, так и социальной, снятия конфликтной напряженности в эколого-экономическом и социокультурном отношениях. Кроме того, как мы уже указали, понятие регион включает в себя физико-географическую составляющую. Регионы привязаны к географической и социальной среде. Они имеют устойчивое или неустойчивое взаимодействие с природой и более широко – с космосом.

Региональный аспект устойчивого развития имеет двоякое значение. С одной стороны, сами глобальные проблемы существуют не "вообще", а только как единство общего и специфического применительно к тому или иному региону как отдельной целостности в рамках более сложного целого.

Региональный подход может быть реализован на общемировом уровне, где выделяются индустриально развитые и, наоборот, отсталые регионы. Региональный подход может быть реализован и внутри отдельных стран, причем административное деление далеко не всегда соответствует дифференциации страны на "природно-социальные комплексы".

Региональный принцип как бы подталкивает решать проблему устойчивого развития дифференцированно по административным единицам. Однако реальная природно-социальная целостность Западной Сибири неотрывна от того, что можно представить как бассейн реки Обь. Именно Обь можно выделить как единое основание социоприродного цикла, в рамках которого реализуется хозяйственная и иная деятельность населения Западной Сибири.

Районирование в рамках регионального подхода к устойчивому развитию является именно проблемой, требующей специального обсуждения. Разумеется, нельзя игнорировать и сложившиеся административные формы районирования, следует только иметь в виду, что в рамках административного членения территорий не следует замыкаться.

Регион – это не только территория, но и население на ней; это не только ряд административных единиц, которыми являются область и край; это всевозможные и целесообразные уровни административного деления, обеспечивающие данному социальному организму необходимые для нормального существования и функционирования уровни “самости”, самодостаточности. Регион представляет собой и понятие из сферы правосознания, а деятельность в регионе выступает объектом правового регулирования. Следует выявлять иерархию регионов, наличие специфической детерминации между ними. Важное значение имеют проблемные регионы, способные поднять страну в целом и другие регионы, располагающие меньшим потенциалом. В первом приближении регион определяется как самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий средством формирования и функционирования федерации.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Этапы этнического процесса
Этнополитический процесс в регионах прошел не­сколько этапов: 1. Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.) В этот период происходит суверенизация автономий России — они об­ретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерац ...

Выбор пути (лето 1945 – лето 1947 гг.). Компартия Венгрии и роль СССР в усилении ее влияния
В апреле 1945 года организационно слились оба центра партии (местный и эмигрантский), генеральным секретарем ЦК ВКП был избран Матяш Ракоши. 20 – 21 мая того же года в Будапеште состоялась первая Всесоюзная конференция ВКП, в работе котор ...

Политические манипуляции. Понятие политического манипулирования
Политическое манипулирование (ПМ) — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к ...