Новые тенденции в развитии современных государств
Страница 1

Другая политика » Понятие и сущность государства » Новые тенденции в развитии современных государств

Политическая система не застывшее образование. Она постоянно развивается, соответственно совершенствуется и государство как политический институт. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Рассмотрим основные.

Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, следует считать их стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис нашёл отражение в конституциях многих стран. Нові привітання з одруженням для друзів

Например, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

Современное демократическое государство мыслится в первую очередь как правовое. Современная модель правового государства вобрала в себя как опыт прошлого, так и достижения последних лет в части принципов демократии, прав человека и правового государства.

Правовое государство характеризуется:

ü Верховенством права, в обществе господствует закон;

ü Наличием и реализацией в обществе максимального объёма прав и свобод граждан (в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека);

ü Разделением властей и их взаимодействием через систему сдержек и противовесов;

ü Взаимной ответственностью государства и гражданина, когда оба они в равной степени несут ответственность за соблюдение законов;

ü Законопослушанием граждан и их правовым сознанием и культурой;

ü Действием в обществе демократических принципов и процедур. Важнейшим является принцип – «разрешено всё, что не запрещено законом».

Естественно, что в разных странах реализация принципов правового государства осуществляется по-разному. Например, ФРГ, Франция, Испания довольно близко подошли к достаточно совершенной модели правового государства.

Далее, важнейшей тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идёт на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как попытка вмешательства в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем требует определённого разумного самоограничения суверенитета. Например, контроль одного государства за ходом мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на атомной станции в соседней стране не должен расцениваться как вмешательство в её внутренние дела.

В развитии современного государства прослеживается также тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности решений, то есть развитие самоуправления. Такое перераспределение функций органов государственной власти должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлечённости граждан в управленческий процесс, в процесс понятия политических и социально-экономических решений.

Важнейшими тенденциями в развитии современного государства выступают, с одной стороны, тенденция к интеграции экономической и политической жизни, а с другой – тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское экономическое сообщество, которое насчитывает 15 стран. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента и единых контролирующих органов. Функционирование этих институтов свидетельствует о более тесной политической интеграции стран Западной Европы. Одновременно с процессом интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения автономий из унитарных государств, предоставление им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Сущность и виды национального государства
Государство как политический институт призвано поддерживать внутреннюю и внешнюю стабильность сообщества, на базе которого оно возникло и развивалось. В этой связи важно уточнить понятие национального государства, поскольку разные толкова ...

Характерные черты чеченской войны
В характере войны как совокупности наиболее существенных ее признаков принято выделять две стороны: социально-политическую и военно-техническую. При рассмотрении социально-политической стороны дается обобщенная оценка политического, соци ...

Образование группы «Освобождение труда»
25 сентября 1883 г. в скромном кафе на берегу Роны в Женеве пятеро русских революционеров-эмигрантов, членов народнического общества “Черный передел” приняли заявление о том, что они разрывают с народничеством и образуют новую организацию ...