По-разному складывались судьбы крепостных мастеров, принимавших участие в создании Останкинского дворца. Архитектор Павел Иванович Аргунов, после окончания строительства в Останкине выполнявший лишь небольшие поручения при петербургском доме Шереметева, умер в 1806 году в возрасте 38 лет.

А.Г. Миронов, несмотря на неоднократные просьбы о свободе, не был отпущен графом и принимал участие в строительстве Странноприимного дома в Москве. Художник – портретист Н.И.Аргунов оставался крепостным до 45 лет. Только в 1816 году он был отпущен на волю, а в 1818 году получил звание академика.

На протяжении XIX века сын и внуки Н.П.Шереметева изредка принимали в Останкинском дворце гостей и давали балы. По установившейся традиции в дни коронационных торжеств дворец посещали русские императоры.

Залы дворца постепенно утрачивали свой первоначальный облик. В 1812 году во дворце располагался штаб дивизии французского генерала де Мильгама. Покидая Останкино, наполеоновские солдаты вывозили обитья со стен, картины, ценные вещи. Обстановка в залах менялась во время неоднократных ремонтов и семейных разделов имущества.

После Великой Октябрьской социалистической революции по распоряжению Советского правительства от 13 декабря 1917 года Останкинский дворец был взят под охрану государства, а 1 мая 1919 года превращен в музей.

Чтобы вернуть залам первоначальный облик, пришлось провести огромную работу: изучить архивные материалы и сохранившиеся описи, разыскивались и возвращались во дворец вывезенные предметы убранства. Мебель, люстры, скульптуру конца XVIII века размещали на прежних местах в соответствии с описью дворца 1802 года. В период 1936 – 1941 годов музей почти во всех залах дворца провел реставрационные работы. Они преследовали цель установить самые грубые искажения, допущенные во время ремонтов в XIX веке. Основное внимание было уделено восстановлению цветового решения интерьера. В 50 – е годы реставрация прошла в залах второго этажа, в итальянском павильоне и Гравюрной галерее. Большим достижением реставрационных работ этого времени было изготовление тканей, целиком повторяющих цвет, фактуру и рисунок тканей конца XVIII века.

В 1966 – 1969 годах всесторонней реставрации подвергся Египетский павильон. В нем была восстановлена первоначальная окраска стен, потолка, дверей, прочищена и дополнена лепнина, отреставрирована резьба и позолота. В 1971 году проводилась реекспозиция и уточнение вещевого комплекса Гравюрной галереи. В 1973 – 1974 годах велись работы в пунцовой и Проходной галерее к Итальянскому павильону. Реставрация проходит и в Останкинской церкви, которая со временем должна стать музеем. Намечено вернуть первоначальный вид некоторых участникам парка.

Все это, безусловно, помогает не только лучше сохранить старую усадьбу, но и ярче выявить художественные достоинства входящих в нее памятников.

Покидая Останкино, надолго уносишь в памяти образы полюбившихся залов дворца – театра, нарядной церкви и тенистых аллей парка. Веришь, что еще не раз вернешься сюда, чтобы вновь испытать огромную радость от общения с прекрасными.

[1] Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917гг. – 2-е издание. – М.: Центрком, 1997. – 640с.

[2] Личман Б.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций/Под. ред. проф. Б.В.Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. ун – т. 1995. – 304с.

[3] Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.

[4] Окунь С.Б. История СССР. Конец XVIII – начала XIX вв. Ленинград, 1974.

[5] Павленко Н.И. История России XVIII - XIX века: Под ред. Н.И.Павленко. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с.: ил., 8л.цв. вкл.

[6] Преображенский А.А. , Рыбаков Б.А. История Отечества: - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 303с.: ил.

[7] Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1988.

Страницы: 1 2


Другое по теме: