После образования 1 июня 1922 года Ойротской автономной области, её статус претерпел различного рода изменения. Это было связано, прежде всего, с национальной политикой федеральных органов государственной власти, с другой стороны, стремлением Горно-Алтайской автономной области повысить свой правовой статус до уровня республик. Большое влияние на развитие правового положения автономных областей оказали принятые Конституции РСФСР.
Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов в мае 1925 года Ойротская автономная область была включена в состав Сибирского края[46]. Указанным актом провозглашалось, что Ойротская автономная область входит в состав Сибирского края в качестве самостоятельной административно-хозяйственной единицы. С 1930 года находилась в составе Западно-Сибирского края[47].
18 ноября 1926 года ВЦИК РСФСР принял постановление “Об органах управления автономной области Ойротского народа”[48]. В данном постановлении говорилось: “Автономная область Ойротского народа, входящая в состав Сибирского края, управляется областным исполнительным комитетом, избираемым на Съезде Советов этой области, и пользуется всеми правами, предоставленными ей постановлением ВЦИК об образовании её и последующими узаконениями”.
Как считает С.С.Тюхтенев, при включении автономной области в состав Сибирского края за ней были сохранены “губернские” права[49]. Свою позицию он обосновывает тем, что кроме Ойротской автономной области в состав Сибирского края входили Алтайская, Енисейская, Иркутская, Новониколаевская, Омская и Томская губернии. Однако, он не учитывает того, что, например, Томская губерния - это губерния, а Ойротская автономная область - область. Кроме того, их статус определялся различными правовыми положениями. Отсюда, уже на нормативно-правовой основе устанавливалось их различное конституционно-правовое положение.
Однако, на уровне центральных органов власти нормативно подтверждалось, что органы автономных областей могут вступать во взаимоотношения с центральными органами власти непосредственно без участия в этом краевых органов. Отсюда, автономные области обладали в этот период довольно широкими полномочиями, а поэтому некоторые авторы утверждают, что они обладают “губернскими правами”. Указанное подтверждают следующие факты.
Постановлением Президиума ВЦИК от 28.02.1927 г. было предложено исполнительным комитетам автономных областей выработать предложения по поводу взаимоотношениях между автономными областями, входящими в состав краев и краевыми исполнительными комитетами[50]. На рассмотрение автономными областями был представлен проект “О взаимоотношениях между автономными областями, находящимися в составе краевых (областных) объединений и органами краевой (областной) власти. В основу указанного проекта были положены некоторые нормы Положения о Северо-Кавказком крае[51] и тождественный ему по содержанию закон “Об органах управления области Ойратского народа[52]. В ответ на указанное, Президиумом Ойротского областного исполкома были определены основные положения, касающиеся взаимоотношений автономных областей с краевыми облисполкомами[53]. Каждая автономная область разработала свой проект. В проекте, представленном Президиумом облисполкомом Ойротской области, частности указывалось на то, что “автономные области, входящие в состав краевых объединений, управляются, согласно Конституции РСФСР, областными исполнительными комитетами автономных областей Автономные области независимы от краевых органов управления в области организационной и административной, народного образования и архивного дела, здравоохранения, социального обеспечения и местного бюджета”. Согласно проекта, автономные области приобретали права опротестовывать решения краевой власти в центральные органы власти. Было принято решение ходатайствовать перед Президиумом ВЦИКа учесть все замечания Президиума облисполкома Ойротской автономной области.
Другое по теме:
Историческое развитие течений западников и
славянофилов. Развитие России в 19 веке, предпосылки и условия
возникновения течений западников и славянофилов
Общественно-политическая история России первой половины XIX в. представляет собой широкую сферу для научного изучения. Пути эволюции страны, борьба различных социальных сил за новый государственный строй, судьбы крестьянства — все эти про ...
Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
Вопрос применения моделей устойчивого развития на региональном уровне требует пристального внимания. В трудах российских ученых, работающих над проблемами устойчивого развития, особенно ученых Сибирского Отделения Российской Академии Наук ...
Политика занятости в Санкт-Петербурге
В ближайшее время в Санкт-Петербурге планируется организовать общественные работы для 9423 безработных. Это может быть мелкий ремонт, уборка помещений, мытье окон и транспорта, разнос корреспонденции и т.д. Есть и вакансии в непроизводств ...

