Актуальность темы моей работы: Юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование проблемы правосознания как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления. Одной из таких форм является конституционное правосознание.

Необходимость детального изучения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993 года возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития; она знаменовала собой признание общедемократических ценностей современного конституционализма и на этой основе внесла принципиальные изменения, как в конституционные институты правового положения личности, так и в систему организации государственной власти. Все это естественным образом предполагает изменение, обновление под воздействием Конституции государственно-правовых идей, принципов, образующих в своей совокупности своего рода идеологический субстрат конституционного правосознания как важный показатель достигнутого уровня правовой и демократической культуры российского общества.

Актуальность темы усиливается еще и тем, что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией (ст. 13). Это способствует росту политической активности российских граждан, многообразию политических партий, движений, развитию самоуправленческих начал в обществе. Однако стремлению граждан управлять делами в различных сферах общественной и государственной жизни противостоит низкий уровень их конституционного правосознания, отсутствие необходимых правовых знаний.

Конституция РФ предопределила также необходимость изменения практически всей системы российского законодательства, что обусловлено ее высоким нормотворческим потенциалом, который проявляется не только посредством нормативно-правового, формально-юридического ее влияния на нормотворческий процесс, но и путем воздействия на содержание принимаемых правовых актов конституционных принципов, идей, составляющих конституционную идеологию современного российского общества. В этих условиях все более актуальным становится вопрос о понимании глубинных, сущностных характеристик самой Конституции РФ, что должно позволить максимально реализовать ее внутренний потенциал. Решение этих проблем напрямую связано с исследованием политико-идеологических и социально-психологических аспектов реализации Конституции РФ, как и всей системы современного российского конституционализма.

Конституция РФ обладает юридическим свойством прямого действия (ч. 1 ст. 15), что предполагает изменение отношения всех субъектов правореализации (прежде всего, правоприменителей) к закрепленным в Конституции идеям и ценностям, а также к формам и способам их реализации. Одной из проблем претворения в жизнь положений Конституции РФ как акта прямого действия является преодоление конституционного нигилизма и формирование качественно нового уровня профессионального конституционного правосознания.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Карибский кризис как кульминация холодной войны
Тотальное противостояние СССР и США, Востока и Запада было чревато острыми международными кризисами. И они действительно происходили в период холодной войны, хотя имели разную природу. Кризисы внутри противоборствовавших лагерей: свержени ...

Понятие и характеристика политической власти
В современных условиях политическая власть выступает в двух основных формах - партийной и государственной - и имеет следующие признаки: Во-первых, политическая власть есть отношения между коллективными субъектами (социальными общностями ...

Искусство политики, управления государством в индийском брахманизме и в китайской политической мысли (конфуцианство, даосизм, легизм)
Брахманизм. Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жре ...