Конституция принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу.

За принятие Конституции России высказались 58,4% голосовавших (таким образом, фактически за конституцию России проголосовала лишь четверть россиян). Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей.

Страна официально перестала быть социалистической и советской.

Однако сейчас Россия переживает не самые лучшие времена, сопровождающиеся разбалансированностью властных отношений, снижением уровня культуры и нравственности в обществе, падением престижа закона. Каким образом можно выйти из этого кризиса?

Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм. При отсутствии такого механизма либо недостаточно слаженной его работе конституционные нормы, – какими бы прогрессивными они не казались – так и останутся на бумаге, а значит цель, ради которой они были приняты, так и не будет достигнута.

Наше государство должно быть сильным, способным влиять на важнейшие процессы, происходящие в обществе и мире. Но сильное государство - это правовое государство, опирающееся на право и закон, не совместимое с насилием и произволом. Сегодня можно с сожалением констатировать многочисленные нарушения прав человека, отсутствие у государства эффективных механизмов охраны и защиты нарушенных прав и свобод, «побочные явления» функционирования судебной власти и т.д.

Панацеей против этого отнюдь не является активная, а порой сумбурная и непродуманная, законотворческая деятельность российского парламента. Ведь если вспомнить изречение древнекитайского мудреца Лао Цзы, чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников.

Можно много говорить о несовершенстве нашей конституции, критикуя отдельные ее положения, особенно в части, касающейся полномочий Президента и законодательной власти, но нельзя не признать поистине исторического значения и гениальной простоты и четкости формулировки ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта норма в буквальном смысле слова перевернула существовавшую многие десятки лет пирамиду советского конституционализма, определив новый вектор развития страны.

Конституция России (особенно – гл.2 «Права и свободы человека и гражданина») соответствует международным правовым стандартам в области прав человека, ее положения, выверенные согласно лучшим образцам международно-правовой мысли, являются ценностно-ориентированными, морально оправданными, справедливыми и гуманными.

Ведь неверие людей в законы и «привыкание» жить «по понятиям» исходит вовсе не от несовершенства самой конституции, а от отсутствия (даже по истечении 12 лет с момента ее принятия) эффективных и реально действующих механизмов ее реализации. Вопрос сейчас стоит о том, чтобы, во-первых, изучить сами конституционные нормы, осознать их потенциал и значение не только для всего народа в совокупности, но и для каждой отдельно взятой личности, во-вторых, создать механизмы реализации конституционных норм в правотворческой и правоприменительной деятельности, постепенно, шаг за шагом, устраняя произвол и беззаконие, он крепок и может выдержать большое многоэтажное строение. Осталось построить это здание. Это – нелегкая задача.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Истоки подданической политической культуры в России
В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизованных, географических, исторических особенностей его развития. Подданнический тип политических ориентаций обычно х ...

Конституционная практика Пятой Республики
Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президе ...

Коммунистическая партия
Коммунистическая партия считала, что революционной ситуации во Франции не было. Армия, полиция и государственный аппарат продолжали подчиняться правительству. «Трудящиеся в своей массе вступили в борьбу прежде всего за лучшие условия жизн ...