Конституция принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу.

За принятие Конституции России высказались 58,4% голосовавших (таким образом, фактически за конституцию России проголосовала лишь четверть россиян). Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей.

Страна официально перестала быть социалистической и советской.

Однако сейчас Россия переживает не самые лучшие времена, сопровождающиеся разбалансированностью властных отношений, снижением уровня культуры и нравственности в обществе, падением престижа закона. Каким образом можно выйти из этого кризиса?

Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм. При отсутствии такого механизма либо недостаточно слаженной его работе конституционные нормы, – какими бы прогрессивными они не казались – так и останутся на бумаге, а значит цель, ради которой они были приняты, так и не будет достигнута.

Наше государство должно быть сильным, способным влиять на важнейшие процессы, происходящие в обществе и мире. Но сильное государство - это правовое государство, опирающееся на право и закон, не совместимое с насилием и произволом. Сегодня можно с сожалением констатировать многочисленные нарушения прав человека, отсутствие у государства эффективных механизмов охраны и защиты нарушенных прав и свобод, «побочные явления» функционирования судебной власти и т.д.

Панацеей против этого отнюдь не является активная, а порой сумбурная и непродуманная, законотворческая деятельность российского парламента. Ведь если вспомнить изречение древнекитайского мудреца Лао Цзы, чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников.

Можно много говорить о несовершенстве нашей конституции, критикуя отдельные ее положения, особенно в части, касающейся полномочий Президента и законодательной власти, но нельзя не признать поистине исторического значения и гениальной простоты и четкости формулировки ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта норма в буквальном смысле слова перевернула существовавшую многие десятки лет пирамиду советского конституционализма, определив новый вектор развития страны.

Конституция России (особенно – гл.2 «Права и свободы человека и гражданина») соответствует международным правовым стандартам в области прав человека, ее положения, выверенные согласно лучшим образцам международно-правовой мысли, являются ценностно-ориентированными, морально оправданными, справедливыми и гуманными.

Ведь неверие людей в законы и «привыкание» жить «по понятиям» исходит вовсе не от несовершенства самой конституции, а от отсутствия (даже по истечении 12 лет с момента ее принятия) эффективных и реально действующих механизмов ее реализации. Вопрос сейчас стоит о том, чтобы, во-первых, изучить сами конституционные нормы, осознать их потенциал и значение не только для всего народа в совокупности, но и для каждой отдельно взятой личности, во-вторых, создать механизмы реализации конституционных норм в правотворческой и правоприменительной деятельности, постепенно, шаг за шагом, устраняя произвол и беззаконие, он крепок и может выдержать большое многоэтажное строение. Осталось построить это здание. Это – нелегкая задача.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Отзыв депутатов и выборных должностных лиц
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом ...

Политическое сознание, поведение, культура
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, классами). Это совокупность соответствующих знаний и оценок. Источники формирования политического сознания: § семейное окруже ...

Завершение процесса формирования и утверждения политологии
Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в. Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно. Постепенно ...