Природа идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVШ – начале XIX века (А.Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и другие).
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.
Представленное в литературе разнообразие определений связано с тем, что идеология, как и культура, весьма сложное, многоуровневое и многофункциональное образование, принадлежащее конкретной культурно-исторической эпохе. В зависимости от ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его субстанциональная сущность.
Понятия «идеология» и «политическая идеология» употребляются как взаимозаменяемые. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств.
Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов.
Государственная идеология одновременно формируется с образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем является народ. Государственная идеология – это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления.
Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая и государственная идеологии являются многоуровневыми феноменами. Сравним их, выделив теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни.
Политическая идеология Государственная идеология
Теоритико-концептуальный уровень
Образуют литературные сочинения – статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п. – в которых с применением научного по своей форме аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Это уровень политической философии данной социальной группы, выражающей её основные ценностные ориентации, идеалы и принципы. |
Образуют литературные сочинения (учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального-научного аппарата), претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. |
Программно-политический уровень
Общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программмы, конкретные социальные требования и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне проявляется поиск путей решения конкретных задач социально-политической жизни. Политическая программа – неприменный компонент. |
Составляют государственные документы (конституция страны, другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.), в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Четкие и конкретные предписания охраняются и обеспечиваются силой государства. Является как предтеча права. |
Другое по теме:
Понятие политической партии, ее сущность. Генезис политических партий. Понятие политической партии
Политическая партия - это общественная группа (организация), связанная идеологической общностью, имеющая определенную социальную базу и стремящаяся к обладанию политической властью или участию в ее осуществлении [9.С.209.]. ...
Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской
государственной границе на ее западной части.
После распада СССР к западу от российско-монгольской границы у России остался лишь 55-километровый участок границы с Китаем[12]. Именно эта часть советско-китайской границы вышла на передний план в дальнейшем ходе пограничных переговоров. ...
Перспективы процесса укрупнения субъектов Федерации
Так нужно ли укрупнение субъектов Федерации? С точки зрения дальнейшего развития государства – жизненно необходимо, причем в достаточно сжатые сроки. Однако происходить оно должно с учетом всей совокупности факторов, оказывающих влияние н ...