- Формирование элиты – это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество стремиться совершенствовать механизм такой селекции;
- Элитарность связана с равенством возможностей, но не с равенством результатов и социальных способностей индивидов.
2. Властный подход – определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество.
Своеобразным синтезом принципов демократии и элитизма стала теория демократического господства элит – демократический элитизм. Его суть:
- Элита не монолитна. Внутри нее существует несколько конкурирующих групп;
- Доступ в правящую элиту открыт для наиболее способных членов общества, элитная циркуляция носит достаточно динамический характер.
- Существует контрэлита (оппозиционная элита).
- Между элитой и контрэлитой возникает конкуренция.
- Элиты влияют на массы в большей степени, нежели массы на элиты.
- Общество может осуществлять контроль за элитами прежде всего с помощью выборов.
- Возможна смена элит, которая носит ненасильственный характер.
- Власть элит зависит от изменений ценностных ориентаций в обществе.
- Власть элит носит преимущественно ненасильственный характер.
Другое по теме:
Практика укрупнения субъектов в РФ. Российская
практика укрупнения субъектов Федерации
Россия, как уже отмечалось, является мировым лидером по количеству субъектов Федерации и, можно добавить – по сложности федеративной структуры. Поэтому не все зарубежные рецепты можно считать для нее подходящими, тем более в сложившейся н ...
Процесс формирования властвующей политической элиты России
Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам:
«перекраска» бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;
выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при ...
Стратификационный подход к
анализу социальной структуры общества. Понятие социальной
стратификации
В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы ...