Какие информационные технологии способствовали развитию американо-иракского конфликта
Страница 1

Другая политика » Какие информационные технологии способствовали развитию американо-иракского конфликта

Изменение военно-политической обстановки в мире внесло существенные коррективы во взгляды военно-политического руководства США на характер и виды войн, способы их ведения. При этом большое внимание уделяется вопросам повышения готовности информационных средств войны, повышению уровня технической оснащенности.

Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины ХХ века, а их насчитывают более 300, происходили на различных театрах военных действий: в Юго-Восточной Европе, Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной, Центральной и Южной Африки, в Центральной и Южной Америке. В ходе их ведения происходило совершенствование форм и методов информационного обеспечения.

Еще в первом военном конфликте в Персидском заливе США активно применяло информационное воздействие[1]. Основными его формами были радио- и телевещание, устная и печатная пропаганда. Так, для обеспечения круглосуточного вещания на территории Саудовской Аравии были установлены ретрансляторы, обеспечивающие передачу материалов радиостанций «Голос Америки» и Би-би-си. При этом в интересах ведения радиопропаганды Би-би-си, например, увеличила время вещания на арабском языке с 3 до 10,5 ч в сутки, для чего была создана специальная группа, насчитывающая 80 сотрудников. Командование многонациональных сил с помощью кочевников и авиации распространило среди иракских военнослужащих и населения около 150 тыс. дешевых транзисторных радиоприемников с фиксированными частотами. Согласно опросам, четыре из пяти военнопленных слушали радиопередачи противника. С началом операции «Буря в пустыне» радиопропаганда велась в тесном сотрудничестве с действиями подразделений радиоэлектронной борьбы, на которые была возложена задача по подавлению трансляций «Радио Багдада».

Видеопропаганда осуществлялась путем широкого распространения видеокассет в Иордании и других сопредельных с Ираком странах для последующей переправки их в Ирак и Кувейт. В них рекламировалась мощь американской армии, вооружения и военной техники, показывалась высокая выучка военнослужащих, критиковался режим С. Хусейна.

Сочетание целенаправленной печатной и радиопропаганды с непрерывными бомбардировками и артобстрелами очень сильно деморализовало иракские войска и способствовало их массовой сдаче в плен в период наземного наступления. По оценкам экспертов из Саудовской Аравии, органы психологических операций на протяжении всего конфликта готовили свои пропагандистские материалы с учетом национально-психологических особенностей арабов. Листовки отличались лаконичностью, простотой и доходчивостью текста, а стиль изложения — «искренностью и чистосердечностью». Техническое исполнение листовок было таково, что они не боялись ни сырости, ни прямых солнечных лучей. По словам командира одной из иракских дивизий, «листовки по силе воздействия на моральный дух уступали лишь воздушным бомбардировкам». 70% иракских военнослужащих, взятых в плен, при опросах подтвердили, что именно листовки повлияли на их решение дезертировать или сдаться в плен. В ходе боевых действий широко использовалось устное вещание через мобильные звуковещательные станции, установленные на автомобилях высокой проходимости или на вертолетах.

США учли этот результативный опыт при подготовке и ведении второй войны с Ираком в 2003 г. В информационном противоборстве вовсю использовались возможности современных информационных технологий.

Борьба шла прежде всего за мировое общественное мнение. Обе стороны вели активное информационно-психологическое противоборство в сфере дезинформации и введения противника в заблуждение относительно своих истинных намерений и планов. Здесь в ход шли всевозможные «утечки информации», «вбрасывание» в СМИ ложных или частично ложных данных и предание огласки различного «компромата».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Пульс исторического развития
Шведский профессор Рудольф Челлен (1864 - 1922) рисует сжатую и точную картину положения великих мировых держав в период 1923 - 1922 гг. В Европе его исследования охватывают такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, Россия и Ав ...

Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы
При выделении особенностей молодежи как социальной группы в первую очередь необходимо дать четкое определение понятию «молодежь». Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют серьезнейшие противоречия между формальны ...

Типы партий, их классификация
В зависимости от классового характера, от своей организационной структуры, от господствующих в ней идейно политических концепций и установок партии можно классифицировать следующим образом: 1. по классовой природе : а) партии классовы ...