В ответ Ирак блокировал доступ к Интернету. Блокировка Интернета последовала в ответ на он-лайновую пропаганду администрации Дж.Буша. Электронные сообщения призывали гражданских и военных лидеров Ирака отвернуться от Президента[6].
Еще одной серьезной особенностью войны в Ираке стало присутствие журналистов непосредственно в рядах войск коалиции. Таким образом, представители СМИ фактически получили статус, чуть ли не отдельного рода войск. Кроме того, поскольку журналисты находились в расположении войск союзников и действовали «плечом к плечу», вероятность критического освещения войны с их стороны тогда резко упала, так как возникла самоидентификация журналиста с одной из сторон конфликта.
В целом относительно американо-иракской информационной войны можно отметить следующее.
В этой информационной войне следует отметить участие не двух, а большего числа участников, среди которых необходимо рассматривать и Россию, и страны Западной Европы, и арабские государства[7].
Это противостояние проходили в принципиально иных условиях, чем все остальные информационные войны, которые вели Соединенные Штаты. В то время действовали альтернативные американским каналы подачи информации, в частности, катарский телеканал «Аль-Джазира». Поэтому монополии на «картинку» и информацию у Соединенных Штатов не было, и это накладывало определенный отпечаток на развитие событий.
Основной упор США делали на два фронта: внутренний, на котором им до сих пор удается обеспечивать достаточно высокую поддержку войны, и фронт в Ираке, где они столкнулись с неожиданными трудностями, связанными с неспособностью обеспечить популярность американского вторжения в эту страну среди иракских граждан. Фронты, призванные обеспечивать международную поддержку войны, нельзя рассматривать как основные.
С точки зрения политологов[8], наблюдая с экранов телевизоров за «странной» войной в Ираке, мир увидел появление войн нового поколения — информационно-психологических, в которых собственно боевые действия играют подчиненную сервисную роль, а план вооруженной кампании строится по правилам и в соответствии со сценарием пиар-воздействия на собственных граждан, на граждан политических союзников и оппонентов и на международное сообщество в целом.
Можно уверенно утверждать, что Пентагон во время этой войны серьезно обогатился опытом ведения высокотехнологической (или «цифровой») войны. На сегодняшний день в Пентагоне главное внимание уделяется именно изучению информационной войны (достаточно вспомнить, что инструментарий ведения кибервойны засекречен сильнее, чем информация о ядерной компоненте)[9].
[1] Соединенные Штаты против Ирака: Психологическая война // http://www.dere.com.ua/library/other/us_iraq.shtml
[2] США – Ирак: на фронтах информационной войны не бывает затишья // http://www.rusedina.org/?id=1526
[3] Леонов A. Информационная война между США и Ираком // http://www.analitik.org.ua/theme/3e943dcca11c6/
[4] Ирак заблокировал доступ к интернету // http://www.dere.com.ua/library/other/us_iraq.shtml
[5] США – Ирак: на фронтах информационной войны не бывает затишья // http://www.rusedina.org/?id=1526
[6] Ирак заблокировал доступ к интернету // http://www.dere.com.ua/library/other/us_iraq.shtml
[7] Литвиненко А. Информационная война между США и Ираком // http://www.analitik.org.ua/theme/3e943dcca11c6/
[8] Фролов Д.Б., Воронцова Л.В. Информационное противоборство: история и современное состояние. — М.: Горячая линия, 2004.
Другое по теме:
Национализм
Нация - это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни, территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры.
В развивающ ...
Функции и элементы политических партий
Важным элементом политической партии является общественное движение, то есть определенная общественно политическая активность части граждан. Общественно политическая активность имеет разные уровни, степени, формы. Наиболее элементарные фо ...
Государственная система организации средств массовой информации на примере
Франции
Основные расходы на организацию СМИ во Франции берет на себя государство. Установление подобной модели происходило во времена президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду. Обосновывалась она теоретическим доводом, что в многопартийной, плюралис ...