Глобализация и этносоциальная эволюция

Другая политика » Глобализация и этносоциальная эволюция » Глобализация и этносоциальная эволюция

Процессы глобализации для современных социальных наук стали одним из важнейших направлений исследований. В тех из них, где исследователи затрагивали социокультурный ракурс этого явления, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации культур, она является свидетельством кризиса национальных культур, столкновения исторических общностей людей. Утверждалось также, что глобализация ведет к неизбежному столкновению цивилизаций, фрагментации мира из-за существующих цивилизационных различий. Но, пожалуй, наиболее часто исследователи говорили о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.

Естественно, не обошли вниманием проблему глобализации российские этнологи и западные социальные антропологи.

Происходящие изменения вполне вписываются в логику развития этносоциальных процессов и тем самым определяют их закономерности. Г.Н. Пак выделяет следующие.

Во-первых, ни одна существовавшая в прошлом форма этнической общности не была внесоциальным, внеисторическим явлением, раз и навсегда данным людям извне. Каждая из них имела свое начало, этапы восхождения и развития и свой конец - уступала свое место новой форме. Этой общей логике подчиняется и нация.

Во-вторых, каждая новая форма этнической общности формируется как отрицание предыдущих (при сохранении преемственности некоторых характеристик) под действием новых социальных условий развития и социального взаимодействия между индивидами.

В-третьих, каждая новая этническая общность - это явление качественно высшее, превосходящее своих «предков» по всем основным параметрам. Поэтому смена форм этнических общностей сама по себе есть прогресс.

В-четвертых, глобальные общности грядущего столетия - это объединения людей разного этнического происхождения на цивилизационном уровне. Различия между ними будут носить преимущественно цивилизационный, религиозный, социокультурный характер. На индивидуальном же уровне различия будут по-прежнему определяться антропологической принадлежностью людей.

В фундаменгальной работе М.И. Губогло «Идентификация идентичности», автор в пику тем исследователям, которые изображают глобализацию исторически беспрецедентным социальным процессом, предлагает историческое «прочтение» данного социального феномена и выделяет три фазы глобализации.

Первая фаза охватывает период с начала великих географических открытий до начала XIX в Она связана с началом эпохи колонизации, выходом капиталов, культур и политических интересов за рамки государственных границ, формированием мировых империй и переносом глобального политического соперничества на все континенты земли.

Вторая фаза связана с дальнейшей европейской колонизацией, стимулировавшейся индустриализацией и развитием транспортных средств и коммуникаций. Этот период характеризовался массовой иммиграцией из стран Европы, развитием мировой торговли и усилением эксплуатации внеевропейских ресурсов.

Третья фаза глобализации хронологически охватывает период структурных изменений в мире, начавшийся после Первой мировой войны и продолжающийся до сих пор, В этот период происходит сосредоточение этнополитической и военной мощи сначала в руках двух великих держав — СССР и США, а затем только в руках последней. Одновременно в это же время происходит упадок таких колониальных империй, как Испанская, Французская, Британская, Португальская, Нидерландская, Османская, Российская. Вместе с изменениями в расселении людей (продолжающиеся масштабные миграции) происходит широкомасштабный межцивилизационный и межкультурный обмен.


Другое по теме:

Протоколы Сионских мудрецов. Сущность и содержание «протоколов»
Люди, которые в XIX веке распространяли миф о всемирном еврейском заговоре, составляют довольно пестрое общество. "Около 1840 года, - писал Осман-Бей в своей книге "Завоевание мира евреями", - еврейский парламент был созва ...

Ресурсы и виды власти
Ресурсы, процесс и виды власти: Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные ...

Зарождение западничества и славянофильства
В 1876 г. П. А. Вяземский, встречавшийся с уже вернувшимися из ссылки декабристами, рассуждал, что “сама затея совершить государственный переворот на тех началах и при тех способах и средствах, которые были в виду . доказывает политическу ...