Конституционно-демократическая партия - партия народной свободы.
Страница 1

Другая политика » Политические партии и общественно-политические движения России (вторая половина XIX - начало XX веков) » Конституционно-демократическая партия - партия народной свободы.

Ядром партии кадетов стали две полулегальные организации: Союз земцев-конституционалистов и Союз Освобождения. Обе организации появились в 1903 г. "Союз земцев-конституционалистов" был создан либеральными земскими деятелями для подготовки согласованных выступлений сторонников конституции на земских съездах.

Группа либеральной интеллигенции "Союз освобождения", состояла преимущественно из земских деятелей с целью агитации в пользу конституционного порядка, против самодержавия.

В 1904-1905 гг. движение разрослось на съездах земских и городских деятелей, как партия оформилось на учредительном съезде 12-18 октября 1905 года. С января 1906 г. имела второе название - партия народной свободы

. Лидеры: П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, А.И. Шикгарев, П.Д. Долгоруков, М.М. Винавер, В.И. Вернадский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.Н. Львов, В.А. Маклаков и др.

Конституционно-демократическая партия задумывалась как легальная организация. Фактически кадеты совершенно открыто и беспрепятственно вели политическую деятельность - созывали съезды и конференции, принимали резолюции, устраивали публичные собрания, печатали в газетах списки своих кандидатов. Но формально кадеты являлись такой же нелегальной партий, как эсеры или большевики.

Высшим органом партии являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Состав ЦК систематически обновлялся.

Численность партии кадетов колебалась в зависимости от времени. Расцвет партии приходился на революционные периоды. По подсчетам исследователя истории кадетов В.В. Шелохаева, общая численность партии в 1905-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. В 1908-1909 г. действовало не более 75 губернских и уездных кадетских комитетов (все сельские комитеты распались), а численность партии не превышала 25-30 тыс. человек. В последующий период численность партии неуклонно сокращалась. В 1912-1914 гг. кадетские комитеты имелись в 51 губернском и уездном городе, а общая численность партии составляла не более 10 тыс. человек. После победы Февральской революции 1917 г. быстрыми темпами начался процесс возрождения местных кадетских комитетов. В марте-апреле 1917 г. в стране уже действовало более 380 кадетских организаций, а общая численность партии опять выросла до 70 тыс. человек.

Социальный состав партии кадетов не являлся чем-то неизменным и застывшим. В период революции 1905-1907 гг. в местных партийных организациях было достаточно много мелких торговцев, приказчиков, ремесленников, даже рабочих и крестьян. После поражения революции почти все они отхлынули от партии народной свободы. В 1907-1917 гг. в партии преобладали представители средних городских слоев. После Февральской революции социальный состав кадетов, с одной стороны, демократизировался за счет массового прилива новых людей, а с другой стороны, вобрал в себя бывших членов консервативных партий, сошедших с политической сцены - октябристов, прогрессистов, даже некоторых черносотенцев.

На выборах в Государственную думу партия пользовалась большим успехом в широких кругах интеллигенции и буржуазии. В Думе первого и второго созывов играла руководящую роль. Партия отвергала революционные способы борьбы с правительством, признавая лишь "конституционные" способы борьбы, в рамках существующих основных законов.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Новая Россия – выбор пути развития. Проблема западничества и славянофильства в современной России (Тютчев)
Историософский подход к проблеме взаимоотношений России и западной Европы развивал поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев (1803 –1873). В молодости Тютчев был связан с московским кружком «любомудров», но затем в течении длительного времени ...

Понятие государства
Термин «государство» используется в отношении самых что ни есть разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения или угнетения. Эта разноголосица частично проистекает из т ...

Античные истоки политической науки
Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором ...