Средние века, средневековье - так назвали гуманисты, люди эпохи Возрождения, период между античной культурой и началом Возрождения (XIV—XVI вв.). С XVII в. термин «средние века» вошел во все учебники истории и сохранился в буржуазной литературе до наших дней. Начало средних веков буржуазные историки связывают с падением Западной Римской империи (V в. н. а.), конец - со взятием Константинополя турками (1483) или открытием Колумбом Америки (1492).

Марксистская историческая литература тоже пользуется понятием «средние века», но вкладывает в него другое содержание. Средневековье - это время господства феодального строя. Начало средних веков на территории Европы относится ко времени падения Западной Римской империи под ударами варваров, т. е. германцев и славян. К этому времени произошел распад рабовладельческого строя и начался процесс образования феодального строя. Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазных революций.

В странах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и др.) феодальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал дольше. Страны Востока развивались медленнее, чем европейские, а в XVII - XVIII вв. начинается порабощение и ограбление стран Востока европейскими колонизаторами.

Феодальный строй отличается от рабовладельческого тем, что трудящиеся уже не рабы, а крепостные. Крепостной был прикреплен к земле, т. е. к своему участку и к своему господину - сеньору (сеньор -значит старший). Крепостной обязан был работать на полях сеньора, или, как говорили на Руси, на своего барина (откуда этот вид работы и назывался - барщина), но, в отличие от раба, крепостной имел собственное хозяйство, которое он вел на участке земли, принадлежавшей господину, имел свою семью (рабы, как правило, не имели семьи). Иногда крепостной кроме барщины или взамен ее обязан был отдавать господину - сеньору часть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве, или, как это было в более позднее время, платить определенную денежную сумму (оброк). Кроме крепостных в средние века были крестьяне, которые находились в менее тяжелой зависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем крепостные» могли уходить от своего господина и переходить к другому либо уходить на заработки в города. Так как при всех условиях крепостной, или зависимый, человек работал не только на господина, но и на себя, то он был больше заинтересован в повышении производительности своего труда, чем раб. Поэтому феодальный строй более прогрессивен, чем рабовладельческий.


Другое по теме:

Развитие неолиберальной идеологии
После второй мировой войны развитие становление обновленной версии социального либерализма - неолиберальной - оказалось уже неразрывно связано с эволюцией ведущих экономических теорий. Само понятие "неолиберализм" характеризует ...

Политическая коммуникация
Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие «коммуникацио» означает «связь». Под политической коммуникацией подразумеваются ...

Права человека как политико-идеологическая проблема
Права человека и защита национальных меньшинств – одна из важнейших проблем предметной области этнополитологии. Она охватывает такие политико-правовые регуляторы этнической жизни, как правовые акты, регламентирующие национальные права лич ...