Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы
Страница 1

Другая политика » Анализ политического сознания студенческой молодежи » Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы

При выделении особенностей молодежи как социальной группы в первую очередь необходимо дать четкое определение понятию «молодежь». Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют серьезнейшие противоречия между формальным (календарным) возрастом, с которого в конкретном обществе отсчитывается начало молодости, и реальным уровнем социально-психологического, социального развития ребенка, достигшего этого возраста; между социально-нормативными требованиями к статусу и поведению молодых и индивидуальным многообразием социального взросления, социализации.

Многое для понимания молодежи может дать лингвосемантический анализ. Он нацелен на сопоставление терминов русского и иностранных языков, фиксирующих те или иные этапы жизненного пути и уровни зрелости. Некоторые из них характеризуются большой степенью жесткости, например, в английском языке: Infancy - младенчество (раннее детство); childhood - детство; adulthood - взрослость; oldage - старость. И действительно, рубежи между ребенком, взрослым и пожилым довольно четкие и в современном общественном сознании бесспорны. Но даже эти термины многозначны. Вошедшие в научный оборот понятия инфантильный, инфантилизм характеризуют особое социально-психологическое качество, когда у взрослого человека остаются доминирующими черты психического склада, свойственные детям. Гораздо менее строги термины, выражающие различные проявления юности, молодости. Уже в русском языке это: отрочество, юность, молодость; подростки, молодые люди, юноши, девушки, молодежь. Столь же многообразны подобные термины и в английском языке: youth, adolescence, young people, adolescent, teenager. В одних случаях в этих терминах отразилось «многовековое» несамостоятельное, зависимое положение молодежи: «отрок», «хлопец» (от холопа). В других случаях в языке отражаются разные социальные задачи того или иного возрастного этапа. Так, в английском языке child -и ребенок, дитя, и «порождение»; adolescent - от лат. «ad + oles cera» (выращивать) - подросток (или лучше по-польски - wyrostek) - выросший. Кстати, насколько различный по подходу смысл имеют два эти значения: «меня выращивают» и «я расту, подрастаю». Наконец, проявляется и нечеткость словоупотребления: подростки = молодежь. Так, в немецком языке Jugend означает и юность, и молодость. Это отражает зыбкость, подвижность возрастных границ, что наиболее наглядно проявилось в английском teenager- тинэйджер, подросток в возрасте от 13 до 19 лет (teen) [18].

Сложность и многогранность самого феномена молодежи, зыбкость и подвижность возрастных границ молодости определяют наличие в научной литературе довольно многочисленных подходов и определений молодежи и молодости. Выделим наиболее типичные из них;

• психофизиологический подход - молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

• социально-психологический подход - молодежь - «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;

• конфликтологический подход - молодость - это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека»;

• ролевой подход - молодость - это «особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

• субкультурный подход - молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;

• стратификационный подход - молодежь - это социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями;

• социализационный подход - молодость - это период социального роста, первичной социализации. «Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности»;

• интеракционистский подход - молодость - это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности поведения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методология исследования национальной безопасности
Сегодня к проблемам нацио­нальной безопасности обраща­ются представители не только социологии, политологии, эко­номики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структур­ные и функциональные ком­поненты общей социаль ...

Попытки консолидации российского зарубежья
На протяжении многих десятилетий советская обществоведческая наука активно разрабатывала тезис, что белоэмигрантское движение было по своей направленности не только антибольшевистским, но и, по сути своей, антипатриотичным. На наш взгляд, ...

Правовое положение Горно-Алтайской автономной области и его развитие.
После образования 1 июня 1922 года Ойротской автономной области, её статус претерпел различного рода изменения. Это было связано, прежде всего, с национальной политикой федеральных органов государственной власти, с другой стороны, стремл ...