• аксиологический (ценностный) подход - молодость как социально значимый, важный этап жизненного цикла человека;
• субъективный подход - молодость - это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста;
• процессуальный подход - молодые - это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.
Опираясь на эти разнообразные подходы, сегодня важно обобщить то позитивное, что есть в опыте зарубежных и отечественных юнологов. Поэтому не будем оценивать или критиковать их. Подчеркнем другое:
• необходимо учитывать различные реально существующие подходы;
• важно видеть, что множество определений связано со спецификой угла зрения на молодежь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психология, культурная антропология, социология и т.д.) и исследовательских установок;
• знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать интегративное определение.
Интегративное определение молодежи охватывает:
• возрастные границы и социально-психологические особенности;
• специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения (в том числе - повседневные молодежные практики);
• специфику молодежи как социально-демографической группы; ее самоопределение и самоидентификацию;
• процесс социализации в единстве социальной адаптации и индивидуализации.
Интегративный подход позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик. Целостное видение молодежи в конечном счете требует выявления системного качества этой целостности. Именно оно и должно быть основой для социологического определения понятия «молодежь». Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого». Одновременно во многом сходное, хотя и более широкое определение молодежи дал И.С. Кон [19]: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры, закономерностей социализации, которые свойственны данному обществу».
Получают распространение представления о молодежи, связывающие разные подходы. По мнению Ф.Р.Филиппова, молодежь - «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования» [21].
Другой вариант такого же целостного подхода предложен И.М. Ильинским [6]. Он акцентирует внимание на существенных характеристиках молодежи, которые должны быть отражены в её интегративном определении. Молодежь - это:
• часть общества, большая специфическая возрастная подгруппа;
• носитель огромного интеллектуального, творческого потенциала;
• явление конкретно-историческое, социальный аккумулятор общественных трансформаций;
• объект и субъект социализации; субъект самоидентификации, самоосознания своих интересов;
• ресурс и потенциал будущего.
В известной мере обобщающим может рассматриваться подход В.И. Чупрова [22], выделяющего в рамках социологии молодежи (и зарубежной, и отечественной) основные ориентации в понимании и определении молодежи, молодости:
• молодежь - возрастная группа;
• молодость - определенный этап жизненного цикла;
Другое по теме:
Политика занятости в Санкт-Петербурге
В ближайшее время в Санкт-Петербурге планируется организовать общественные работы для 9423 безработных. Это может быть мелкий ремонт, уборка помещений, мытье окон и транспорта, разнос корреспонденции и т.д. Есть и вакансии в непроизводств ...
Научные школы геополитики
Современная геополитика опирается на результаты исследований ученых различных научных школ, которые, как правило, представляли большие по масштабам планетарного значения государства.
Отцом геополитики по праву считают немецкого исследова ...
Общественные объединения: статистика, классификация, сфера деятельности,
проблемы
В Амурском статистическом ежегоднике за 2007 год число общественных и религиозных организаций (объединений) в Амурской области на 01.01.2007г. составило:
Число общественных объединений – 242, в т.ч.:
общественных организаций, профессион ...

