Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы
Страница 2

Другая политика » Анализ политического сознания студенческой молодежи » Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы

• аксиологический (ценностный) подход - молодость как социально значимый, важный этап жизненного цикла человека;

• субъективный подход - молодость - это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста;

• процессуальный подход - молодые - это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.

Опираясь на эти разнообразные подходы, сегодня важно обобщить то позитивное, что есть в опыте зарубежных и отечественных юнологов. Поэтому не будем оценивать или критиковать их. Подчеркнем другое:

• необходимо учитывать различные реально существующие подходы;

• важно видеть, что множество определений связано со спецификой угла зрения на молодежь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психология, культурная антропология, социология и т.д.) и исследовательских установок;

• знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать интегративное определение.

Интегративное определение молодежи охватывает:

• возрастные границы и социально-психологические особенности;

• специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения (в том числе - повседневные молодежные практики);

• специфику молодежи как социально-демографической группы; ее самоопределение и самоидентификацию;

• процесс социализации в единстве социальной адаптации и индивидуализации.

Интегративный подход позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик. Целостное видение молодежи в конечном счете требует выявления системного качества этой целостности. Именно оно и должно быть основой для социологического определения понятия «молодежь». Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого». Одновременно во многом сходное, хотя и более широкое определение молодежи дал И.С. Кон [19]: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры, закономерностей социализации, которые свойственны данному обществу».

Получают распространение представления о молодежи, связывающие разные подходы. По мнению Ф.Р.Филиппова, молодежь - «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования» [21].

Другой вариант такого же целостного подхода предложен И.М. Ильинским [6]. Он акцентирует внимание на существенных характеристиках молодежи, которые должны быть отражены в её интегративном определении. Молодежь - это:

• часть общества, большая специфическая возрастная подгруппа;

• носитель огромного интеллектуального, творческого потенциала;

• явление конкретно-историческое, социальный аккумулятор общественных трансформаций;

• объект и субъект социализации; субъект самоидентификации, самоосознания своих интересов;

• ресурс и потенциал будущего.

В известной мере обобщающим может рассматриваться подход В.И. Чупрова [22], выделяющего в рамках социологии молодежи (и зарубежной, и отечественной) основные ориентации в понимании и определении молодежи, молодости:

• молодежь - возрастная группа;

• молодость - определенный этап жизненного цикла;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Социальное государство
Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века . Выдвигалось множество идей теории социального государства. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его во ...

Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.
Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную ...

Великие военоначальники России второй половины XVIII века. Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец.
А.В. Суворов, служивший под командованием и П.А.Румянцева, и Г.А.Потемкина, был помоложе первого и постарше второго – родился 13 ноября 1730г. в дворянской семье. Александр, мальчик нервный и впечатлительный, мечтательный и любознательный ...