• социальный статус, определяемый возрастом;
• молодежная субкультура;
• социальная сущность молодежи определяются её ролью и местом в общественном воспроизводстве.
Жизнь показала плодотворность этих определений, прежде всего - в соотнесении молодежи с возрастным социальным статусом, с процессом социализации. Но сегодня необходимо и их уточнение. Одно из таких интересных уточнений (с позиций тезаурусного подхода) предложено А.И. Ковалевой и В.А. Луковым. Они выделили ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:
• освоение и присвоение социальной субъектности;
• переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;
• наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;
• распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир [7].
Анализируя все вышеизложенные подходы к определению понятия «молодежь» необходимо выделить то, которое бы отражало основные особенности молодежи как социальной группы.
Итак, молодежь –
социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.
Дальнейшая конкретизация понимания молодежи требует более глубокого понимания её возрастных границ и социального статуса.
Уже понятийно-терминологический анализ подводит к проблеме возрастных границ молодежи. В социологии молодежи утвердилось представление об универсальности и временности периода молодости:
• Универсальность означает - эту стадию проходит любой человек.
• Временность - никто не может остаться «вечно молодым».
Показательны идеи психолога Д.Б. Эльконина, выделявшего ряд взаимосвязанных подходов к возрастной периодизации психического развития:
• исторический подход - конкретно-историческая оценка тех или иных этапов, периодов развития личности;
• диалектический подход - понимание каждого из возрастных периодов как сложного, противоречивого процесса;
• фазовый подход - выделение различных по своему характеру переходов, переломных, критических точек и стадий, фаз психического развития;
• целостный подход - взгляд на каждый из этих периодов как на этап единого целостного жизненного цикла.
Интересна и идея психологов о двух кризисах молодежного возраста.
• Первый (16-18 лет) - кризис личностного развития, выбор взрослых ролей, поиск ответов на вопросы «Кто я? Зачем я? Что я могу? Чего я хочу?»
• Второй (30 лет) - кризис возрастного развития. Он завершает молодость (раннюю взрослость) и открывает этап возмужания. Кризис связан с поисками ответов на вопросы «Кем я стал? Многого ли я достиг? Таким ли я хотел быть?»
Что значит определить возрастные границы? Очевидно, это значит определить:
• каковы границы (верхняя и нижняя)?
• каковы критерии их фиксации?
• какова степень жесткости границ?
• какова историческая подвижность границ?
Возрастная граница - это граница возраста. Возраст - как и социальное время в целом - явление многомерное. Обычно возраст измеряют количеством прожитых лет. Физиологическое, психологическое, интеллектуальное и социокультурное развитие человека наполняет прожитые им годы разным содержанием. Правомерно разграничивать разные измерения возраста: биологическое, психологическое, социологическое.
В зависимости от четкости, жесткости выделения возрастных границ необходимо различать два подхода:
• статистический, демографический (границы возраста - четки, определенны);
• социологический, социально-психологический (границы подвижны, текучи).
Порой реальность приходит в противоречие с исследовательскими задачами и направленностью ряда наук, особенно «точных» (статистика, демография). В них обычно молодежный возраст сегодня фиксируется от 15 до 30 лет (16-29 лет). Такая склонность к точности, жесткости в принципе вполне объяснима. Она позволяет полнее и яснее представить основные тенденции демографического развития общества, определить ориентиры социальной и молодежной политики. Но одновременно молодежь соотносится с социализацией, освоением соответствующих ролевых функций, достижением определенного социального положения, статуса. Подчеркивается текучесть этих процессов, невозможность жестких возрастных границ.
Другое по теме:
Выводы
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что субъект политики предусматривает наличие самих социумов и их организаций, способных к политической деятельности, цели их деятельности, активность, интерес, взаимосвязь и взаи ...
Харизматическое лидерство
Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее е ...
Научные школы геополитики
Современная геополитика опирается на результаты исследований ученых различных научных школ, которые, как правило, представляли большие по масштабам планетарного значения государства.
Отцом геополитики по праву считают немецкого исследова ...