Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы
Страница 3

Другая политика » Анализ политического сознания студенческой молодежи » Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы

• социальный статус, определяемый возрастом;

• молодежная субкультура;

• социальная сущность молодежи определяются её ролью и местом в общественном воспроизводстве.

Жизнь показала плодотворность этих определений, прежде всего - в соотнесении молодежи с возрастным социальным статусом, с процессом социализации. Но сегодня необходимо и их уточнение. Одно из таких интересных уточнений (с позиций тезаурусного подхода) предложено А.И. Ковалевой и В.А. Луковым. Они выделили ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:

• освоение и присвоение социальной субъектности;

• переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;

• наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;

• распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир [7].

Анализируя все вышеизложенные подходы к определению понятия «молодежь» необходимо выделить то, которое бы отражало основные особенности молодежи как социальной группы.

Итак, молодежь –

социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.

Дальнейшая конкретизация понимания молодежи требует более глубокого понимания её возрастных границ и социального статуса.

Уже понятийно-терминологический анализ подводит к проблеме возрастных границ молодежи. В социологии молодежи утвердилось представление об универсальности и временности периода молодости:

• Универсальность означает - эту стадию проходит любой человек.

• Временность - никто не может остаться «вечно молодым».

Показательны идеи психолога Д.Б. Эльконина, выделявшего ряд взаимосвязанных подходов к возрастной периодизации психического развития:

• исторический подход - конкретно-историческая оценка тех или иных этапов, периодов развития личности;

• диалектический подход - понимание каждого из возрастных периодов как сложного, противоречивого процесса;

• фазовый подход - выделение различных по своему характеру переходов, переломных, критических точек и стадий, фаз психического развития;

• целостный подход - взгляд на каждый из этих периодов как на этап единого целостного жизненного цикла.

Интересна и идея психологов о двух кризисах молодежного возраста.

• Первый (16-18 лет) - кризис личностного развития, выбор взрослых ролей, поиск ответов на вопросы «Кто я? Зачем я? Что я могу? Чего я хочу?»

• Второй (30 лет) - кризис возрастного развития. Он завершает молодость (раннюю взрослость) и открывает этап возмужания. Кризис связан с поисками ответов на вопросы «Кем я стал? Многого ли я достиг? Таким ли я хотел быть?»

Что значит определить возрастные границы? Очевидно, это значит определить:

• каковы границы (верхняя и нижняя)?

• каковы критерии их фиксации?

• какова степень жесткости границ?

• какова историческая подвижность границ?

Возрастная граница - это граница возраста. Возраст - как и социальное время в целом - явление многомерное. Обычно возраст измеряют количеством прожитых лет. Физиологическое, психологическое, интеллектуальное и социокультурное развитие человека наполняет прожитые им годы разным содержанием. Правомерно разграничивать разные измерения возраста: биологическое, психологическое, социологическое.

В зависимости от четкости, жесткости выделения возрастных границ необходимо различать два подхода:

• статистический, демографический (границы возраста - четки, определенны);

• социологический, социально-психологический (границы подвижны, текучи).

Порой реальность приходит в противоречие с исследовательскими задачами и направленностью ряда наук, особенно «точных» (статистика, демография). В них обычно молодежный возраст сегодня фиксируется от 15 до 30 лет (16-29 лет). Такая склонность к точности, жесткости в принципе вполне объяснима. Она позволяет полнее и яснее представить основные тенденции демографического развития общества, определить ориентиры социальной и молодежной политики. Но одновременно молодежь соотносится с социализацией, освоением соответствующих ролевых функций, достижением определенного социального положения, статуса. Подчеркивается текучесть этих процессов, невозможность жестких возрастных границ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Природа и сущность политического лидерства. Понятия “лидер” и “лидерство”
В рамках данной работы мы рассмотрим понятия “лидер” и “лидерство” в самом широком значении, т.е. безотносительно к конкретной форме и сфере их проявления. Эти знания помогут более полно и глубоко понять специфику непосредственно интересу ...

Зарождение института разделения властей
Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и ...

Тоталитарный режим. Понятие тоталитаризма
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Теория тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила разви­тие в последующие де ...