Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.

Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.

Хорошо известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения и расширения конфликтности. Распад одних общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же рыночная экономика предполагает существование многообразных структур, социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и соотношения между собой.

Переход от закрытого общества к открытому сопровождается признанием неизбежности и естественности в нем конфликтов. Для открытого общества конфликт выступает своеобразной нормой социально-политических отношений и непременным атрибутом процесса развития и изменения политических институтов на общенациональном и региональном уровнях.

Устранить конфликт из общественной жизни невозможно, да и ненужно стремиться к этому. Конфликты вездесущи, универсальны и неизбежны. От конфликта можно "отгородиться", его можно на время подавить, но продуктивнее всего им управлять. Форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления им. Рациональное управление способно придать конфликту такие формы, направить его в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

Так же в рамках данной дипломной работы необходимо изучить этнические аспекты политических конфликтов. С распадом СССР и образованием самостоятельных государств наблюдается возрастание научно-практического интереса к национальной политике. Это обусловлено появлением значительного числа межрегиональных, внутрирегиональных конфликтных ситуаций, в основе многих из них лежат этнические противоречия.

В России, как и в других постсоветских республиках, ухудшение социально-экономической, духовно-идеологической ситуации, разрушение многолетних и многообразных связей между народами способствовали обострению межнациональных отношений, приданию им в ряде случаев конфликтного характера, что обусловило появление так называемых "горячих точек", где межнациональные конфликты сопровождаются применением вооруженных сил. Современная наука в значительной мере оказалась неподготовленной к сложившийся ситуации. Это обнаружилось в недостаточном знании, прогнозировании, умении предотвращать межнациональные конфликтные ситуации. Практика показала, что вопросы выявления предпосылок столкновения между этнонациональными общностями, анализ причин и способов разрешения конфликтов требуют глубокого и системного исследования.

В современных исследованиях отмечено, что межнациональные конфликты - самая острая социально-политическая и социально-экономическая проблема стран ближнего и, в особенности, Северокавказского региона.

Этот многонациональный край в 1990-е гг. стал эпицентром межнациональной конфликтности в России. Реальность подтвердила теорию о латентном состоянии, которая отмечает, что "назревшие" конфликты перерастают в открытые, но при этом создаются новые ситуации для национальных латентных состояний. Так, например, попытки федеральных органов власти изменить ситуацию на Северном Кавказе в лучшую сторону посредством законодательных и нормативных актов не только не способствовали снижению конфликтной напряженности и предотвращению конфликтов, но зачастую имели обратный эффект. Одна из причин этого - низкая теоретическая разработанность самой проблемы, недостаток научных знаний у субъектов власти как о сфере национальных отношений, так и об этнической культуре и особенностях "национального характера".

Проблема этнополитических конфликтов усугубляется еще и тем, отечественная конфликтология этнополитических отношений в России очень молода. Возникновение этого научного течения - закономерный результат слома тоталитарного режима в России и начала демократических преобразований. Обслуживающая тоталитарный режим идеология с ее общей установкой на принципиальную бесконфликтность защищаемого и обосновываемого ею социалистического общественного строя и национальный вопрос, существенно важный для такого многонационального государства, каким был СССР, так же стремилась изобразить как бесконфликтный и решенный. Реализацию этого решения она представляла в виде появления новой исторической общности - советского народа, в которой уже произошло реальное сближение всех наций и народов на основе социалистического сознания. С этой точки зрения, разработка и углубление как фундаментальных, так и прикладных проблем национальных отношений представлялась не слишком важной.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Конфликты при разделении властей
В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерас-тающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в ...

Нациестроительство в СССР и России
Образование республик (национальных государств), пусть и с весьма ограниченными государственными функциями, стало решающим фактором формирования наций-этносов. Политика коренизации (подготовка, выдвижение и использование кадров специалист ...

Коллективистские демократии
Они известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятел ...