Политические идеи Древней Греции и Рима
Страница 2

Другая политика » Становление и развитие политологии как науки » Политические идеи Древней Греции и Рима

Победа бедноты приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь общественные должности замещаются по жребию, государство опьяняется свободой сверх меры, в обществе царят своеволие и безначалие. Чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - в рабство, ибо демократию сменяет тирания - наихудший вид государства. Круг замкнулся, заняв 725 лет. Выход из порочных состояний общества Платон видел в возвращении к правлению мудрых.

Разработку проблем политики, государства, конкретных форм его воплощения продолжал выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 гг. до н. э). Основанная им в Афинах философская школа Ликей стала одним из главных центров развития науки в Древней Греции. Политическая, социальная проблематика Аристотеля, как и всех частью его философской общемировоззренческой системы. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления Аристотель рассматривал как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, возникает из-за природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья, из нескольких семей возникает селение, а объединение нескольких селений образует государство - высшую форму человеческого общения.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Не разделяя мнения Платона об идеальном государстве, Аристотель анализирует опыт 158 греческих полисов и разрабатывает свою классификацию государственного правления. В основе этой классификации лежат два критерия:

1) количество правящих - один, немногие, большинство;

2) цель правления - служение верховной власти общему благу - это правильное государство; личная выгода правителей - неправильное государство. Наложение этих критериев дает монархию, аристократию, политию - правильные государства; тирания, олигархия, демократия составляют цепочку неправильных государств.

Политические симпатии Аристотеля отданы политий, смешанной форме государства, сочетающей демократию (участие, в управлении демоса) и олигархию (имущественный ценз).

Проблемы государства (причины возникновения, поиски наилучшей формы государственного устройства, роль законов в общественной жизни) продолжали разрабатываться на протяжении всего существования античного мира. Их разработка осуществлялась римскими мыслителями (Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, римские юристы), создавшими логико-правовые конструкции государства и права.

Пройдет еще немало веков, пока политические учения, освободившись от влияния религии, морали, философии, начнут описывать реальные политические процессы, а не вымышленные идеальные государственные устройства.

Однако все последующее развитие политических идей отталкивается от проблем, сформулированных в этот давний отрезок человеческой истории.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Выводы
Итак, государство – это центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с по ...

Политический лидер
Проблема «начальствующих» проходит через Библию и Коран. Проблема лидерства приковывала внимание историков давно. Существовала пирамида власти: Не все из руководителей являются политическими лидерами. Лидер – это понятие легитивное. В ...

Политические идеи русских революционных демократов
Народничество наряду с русским нигилизмом и русским анархизмом является своеобразным русским феноменом политической мысли. В народничестве сосуществовало многообразие тенденций: консервативная, либеральная, революционная, материалистическ ...