Республика Алтай – субьект Российской Федерации. Становление конституционно-правового статуса Республики Алтай. (1989 по 1997 год).
Страница 1

Другая политика » Республика Алтай - субъект Российской Федерации » Республика Алтай – субьект Российской Федерации. Становление конституционно-правового статуса Республики Алтай. (1989 по 1997 год).

Процессы децентрализации государственного устройства, демократизация российского общества, предопределили на уровне всего российского государства проведение реформ 1989-92 годов, которые в свою очередь заложили законодательные и иные основы для вывода автономных областей из составов краев и преобразования их в республики. По мнению Д.И. Табаева, решение вопроса в 1989-90 годах о выходе Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края было схоже с событиями 1917-1922 годов, когда Горный Алтай стремился отделиться от Бийского уезда[67].

Вопрос о выходе области из состава Алтайского края встал остро в ноябре 1989 года, когда на одиннадцатой сессии областного Совета народных депутатов двадцатого созыва, им было вынесено решение “О повышении правового статуса области”[68], в котором были выражены положения сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС и платформы КПСС “Национальная политика партии в современных условиях”. В решении отмечалось, “что предложения о повышении правового статуса области с одобрением встретило население Горного Алтая”. Депутаты областного Совета, выражая волю народа области, решили воспользоваться предоставленным правом и просить центральные органы решить вопрос о выводе Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края и непосредственном вхождении в состав РСФСР. Кроме того, в решении были указаны причины повышения конституционно-правового статуса автономной области. В частности, было указано, что “нахождение области в составе Алтайского края первоначально ввиду слабого развития экономики области сыграло положительную роль, но постепенно превратилось в сдерживающий фактор развития, так как при планировании и распределении материально-технических средств не учитывались уровень развития производственных сил области, её национальные особенности, природно-климатические условия и другое”[69].

На негативный фактор нахождения Горно-Алтайской автономной области в составе Алтайского края, а в связи с этим на ограниченный правовой статус области указывал на одиннадцатой сессии Верховного Совета РСФСР депутат от Горно-Алтайского избирательного округа Карамаев М.В. Наряду с представителями других автономных областей (Кауфмана – Еврейская автономная область, Штыгашева – Хакасская автономная область) Карамаев М.В. выступал за повышение конституционно-правового статуса автономных областей, указывая на то, что назрела необходимость изменения правового статуса автономных областей с непосредственным подчинением органам государственной власти и управления РСФСР.

Мощным толчком для изменения республиками в составе России своего государственно-правового статуса явилось принятие ею 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР Декларации о Государственном суверенитете РСФСР[70]. В статье 9 Декларации была признана необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных образований, краев и областей.

17 августа 1990 года Советом народных депутатов Горно-Алтайской автономной области была принята Декларация “О федеративном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области”, которой в силу необходимости “занятия автономной областью достойного места в качестве полноправного субъекта в обновленном Союзе суверенных республик” провозглашалась необходимость заключения Федеративного договора и повышение государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области путем признания ее субъектом Федерации СССР и РСФСР[71]. Была создана комиссия по консультации с РСФСР по вопросам разработки и согласования основных принципов Федеративного устройства СССР и РСФСР и определения политического статуса автономной области как субъекта Федерации. В конце этого же месяца были выработаны предложения к заключению Федеративного Договора и повышению государственно-правового статуса Горно-алтайской автономной области[72]. В частности, предлагалось в Федеративном Договоре и Конституции РСФСР значительно расширить права автономных образований в решении социально-экономических вопросов, землепользовании и т.д. Предлагалось включить в указанные документы положение о равном представительстве и квоте в республиканских органах от автономных образованиях, ввести институт постоянного представительства от республики или автономной области при Президиуме Верховного Совета РСФСР и Совете Министров РСФСР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Понятие, структура власти.
Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемстве ...

Классификация политических партий
В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в) массовые партии. Такая классификация, дей ...

Типология элит
С давних пор не прекращается дискуссии о том, кто именно обладает "властью" в обществе. Интуитивно мы чувствуем, что некоторые люди наделены ею в значительней мере, в то время как другие нет. Но для исследователя недостаточно ин ...