Понятие и характеристика политической власти
Страница 5

Другая политика » Проблемы украинской политической власти » Понятие и характеристика политической власти

Формой же легитимации являются различные формы выборов правителей, а сущностью – её формальность. Задача этой формальности заключается в том, чтобы навязать людям сознание незыблемости власти и наказуемости за непослушание ей.

За всеми действиями политической власти обычно стоят определённые интересы (а нередко и предрассудки) лидеров, социальных групп и слоёв. Именно комбинации этих интересов питают власть энергией, дают или нет ей волю, подталкивают (или сталкивают) к решительным действиям или покою.

Ставки в такой "игре" постоянно " возмущают" баланс и шанс политических сил, и расширяют зону политического риска - вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов.

Уровень риска - это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений), с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи. Минимизировать уровень риска - насущная задача любой политической власти.

Для этого власть заботится о самосохранении и упрочении своего положения, о своих интересах как людей определённой категории, существующих и имеющих жизненные блага за счёт исполнения функций власти. Это вполне естественно. Но тут есть одно отличие властителей от подвластных: власть по самой своей роли в обществе обязана заботиться о подвластных. Тут действует объективный закон. Власть заботится о подвластных настолько, насколько это нужно для её самосохранения и удовлетворения её потребностей.

Власть стремится использовать своё положение в своих интересах максимально, а заботы о подвластных свести к минимуму. Конкретные величины на этот счёт колеблются в определённых границах. Выход за них угрожает не только подвластным, но и самой власти. Об этом, в частности, свидетельствуют события на политическом пространстве бывшего СССР.

Отношение подвластных к политической власти формируется под влиянием многих факторов, включая характер народа, исторические традиции, положение государства в обществе. В большом числе людей можно найти все мыслимые и немыслимые варианты на этот счёт. Но в обществе всё же складывается некоторое суммарное отношение к власти. Например, в нашем Отечестве характерно сочетание двух крайностей: раболепства перед властью, с одной стороны, и презрения к ней - с другой. Это в характере наших народов и их истории, в которой власть всегда была принуждением сверху и извне.

На Западе раболепства и нигилизма по отношению к власти меньше, чем в нашей стране. Там преобладает гражданское отношение, то есть люди осознают и признают закономерность и целесообразность существующей государственности. Деятельность последней подвергается систематической критике, но критике конкретной, не ориентирующейся на её уничтожение. Не происходит накопление антигосударственных умонастроений, переходящих в полное отрицание системы власти вообще.

Критические умонастроения постепенно становятся публичными, и рассасываются. Каким бы критичным не было отношение западных людей к власти, они не переступают границу гражданского уважения к власти, границу гражданской ответственности за судьбу общества.

Все существующие грани, механизмы и технологии власти назвать невозможно. Но можно сказать, что все они, так или иначе, обусловлены совокупностью следующих факторов: социальная система страны, её общее состояние и внешнее окружение, а также характер человеческого материала. Наконец, самосохранением самой власти, наличием или отсутствием у неё политической воли, т.е. совокупности её внутренних свойств и состояний.

Воля выражает способность властителей к последовательной реализации поставленных целей. Политическая воля складывается из менталитета участников политической власти, а также их готовности действовать в избранном направлении. Безволие власти превращает её в игрушку случая, стихии и субъективизма. Критерий объективности и эффективности власти при этом исчезает.

Таким образом, в своем осуществлении политическая власть предстает как: 1) отношения "господства и подчинения", в соответствии с доминирующими ценностями общества, определяющие легитимный порядок; 2) отношения "контроля и влияния", связанные с регулированием ресурсов и распределением зон влияния между элементами политического режима; 3) отношения "управления и давления", определяющие средства и способы взаимодействия встречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского общества (при его наличии).

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Подходы к проблеме: критика методологии
Непродуктивным исследование делает в первую очередь презумпция того, что проблема состоит лишь в сопряжении России и либерализма, причем оба полагаются, в сущности, известными. Такой ход мысли необходимо ведет либо к тавтологии, либо к пр ...

Политическая мысль Украины
История развития украинской политической мысли отражает специфику исторического развития нашей страны, своеобразие исторической судьбы украинского народа. Главной проблемой раздумий украинской интеллигенции, начиная с 40-х годов XIX в., б ...

Формы государственного устройства и управления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных ли ...