Влияние СМИ на электорат и политические преобразования
Страница 1

Другая политика » Проблема электорального участия в политической жизни » Влияние СМИ на электорат и политические преобразования

Сейчас можно с уверенностью говорить о монополизации и коммерциализации российских СМИ: возросла ангажированная зависимость журналистов, во-первых, от бизнеса, во-вторых, от властных чиновничьих структур, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Через установление повестки дня СМИ конструируют особую «медиа-реальность» и, в конечном счете, формируют общественное мнение – «состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности».

Без сомнения, Электоральный выбор, заранее предполагает определённую степень информированности субъекта о выбираемом политическом акторе. Для большинства российских граждан, СМИ являются единственным доступным источником информации, лишь немногим «избранным» дано знать, что же происходит в кулуарах.

Следовательно, выбирая между тем или иным кандидатом, той или иной политической партией, избиратели основывают свой выбор, на сведениях полученных большей частью из СМИ.

Для того чтобы понять, влияют ли СМИ на электоральные предпочтения аудитории и если влияют, то каково это влияние, необходимо в первую очередь определить основную «направленность» и характер потока сообщений о том или ином политическом акторе, для этого необходимо зафиксировать характер представления данного политического игрока (конкретного политического деятеля или партии) в интересующем нас СМИ (положительно ориентированное представление, отрицательно ориентированное или нейтральное). Грубо говоря, необходимо определить «имидж» политических акторов, формируемый ведущими российскими СМИ, для этого необходимо провести детальный контент-анализ сообщений СМИ, включающих негативные, позитивные или нейтральные упоминания об определенном политическом деятеле или партии.

Влияние СМИ на электоральный процесс может выражаться в определённой взаимозависимости между общим характером сообщений о том или ином политическом субъекте и электоральными предпочтениями аудитории данных СМИ. Целью данного исследования является установление наличия или отсутствия взаимозависимости между данными переменными и определение её характера в том случае, если наличие определённой корреляции будет доказано.

Итак, властные структуры и бизнес контролируют СМИ, СМИ влияют на электоральный выбор, избиратели через свой выбор формируют властные структуры, которые в свою очередь контролируют СМИ.

С точки зрения подверженности воздействию со стороны СМИ всю совокупность российского электората можно разделить на следующие классы: 1) избиратели подверженные прямому воздействию СМИ, то есть электоральные предпочтения аудитории конкретного СМИ и позитивные или негативные представления некоторого политического актора в данном СМИ находятся в отношениях прямой зависимости, 2) избиратели не подверженные воздействию СМИ (нулевое воздействие) и 3) избиратели подверженные обратному воздействию СМИ, то есть, между электоральными предпочтениями аудитории конкретного СМИ и позитивными или негативными представлениями некоторого политического актора в данном СМИ существует обратная зависимость. В последнем случае, не смотря на явно протестное поведение электората, можно говорить о достаточно сильном воздействии со стороны СМИ поэтому, при разработке стратегии предвыборной кампании данную группу избирателей необходимо специально учитывать. По данным Левада-Центра за 2008 год 28% населения России полностью доверяют СМИ, 40% не вполне доверяют, 18% не доверяют вовсе и 14% затруднились ответить. Как мужчины, так и женщины демонстрируют примерно одинаковую степень доверия СМИ. Что же касается возраста, то наибольшим доверием СМИ пользуются в возрастной группе от 45 до 59 и старше – 51–52%, а наименьшим в группе от 18 до 24 лет. Респонденты, имеющие высшее образование, доверяют СМИ несколько меньше (47%), чем те, которые имеют только среднее образование – (51%).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Лидер
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. С незапамятных времен человечество познало только три с ...

Характерные особенности российской политической культуры
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие: -ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма; -внутренний раскол политической культуры, выражающийся, в частности, в преоб ...

Образование группы «Освобождение труда»
25 сентября 1883 г. в скромном кафе на берегу Роны в Женеве пятеро русских революционеров-эмигрантов, членов народнического общества “Черный передел” приняли заявление о том, что они разрывают с народничеством и образуют новую организацию ...