Виды средств массовой информации

Другая политика » СМИ и их роль в политической системе зарубежных государств » Виды средств массовой информации

Если средствами прожурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).[7]

Исторически первым каналом массовой информации является пресса - газеты, журналы. Ее появление относят к XVI в. Первоначально она была средством меж- и внутригрупповой коммуникации социальной элиты и специализировалась на распространении местных новостей и публикации материалов развлекательного характера. Но очень скоро приоритетное место на ее страницах заняли сообщения об общезначимых событиях и аналитические материалы о проблемах общественной жизни, что и вызвало к ним массовый интерес. Первые действительно массовые газеты появились в 30-е гг. XIX в. Затем многие газеты и журналы стали создаваться как органы либо правительства, либо местных властей, либо политических партий.

Пресса как источник и средство распространения информации характеризуется рядом особенностей:

§ к материалам прессы можно обращаться неоднократно;

§ печатное издание можно передать другим людям и обсудить прочитанное;

§ можно целенаправленно формировать массив информации по определенным вопросам;

§ регулярность воздействия прессы на "свою" аудиторию;

§ относительно высокая запоминаемость сообщений прессы.

Радио возникло в 1920-е гг. и очень быстро завладело многомиллионными аудиториями. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ - в оперативности подачи информации и технической простоте ее распространения. В скорости донесения сообщения до аудитории радио опережает все иные СМИ. Одновременно радио - один из наиболее доступных источников информации: простой радиоприемник дешевле подписки на газету, не говоря уже о стоимости телевизора; к тому же радиоприемником можно пользоваться не только на протяжении нескольких лет, но и десятилетий. Но радио как средство информации по ряду моментов уступает прессе и телевидению: на слух воспринимается и запоминается не более 20% информации; содержание радиопередач сложно записывать и тем самым затрудняется анализ радиосообщений; радиостанции далеко не всегда имеют "свою" постоянную аудиторию.

Телевидение появилось в 1940-е гг. и спустя 2-3 десятилетия вошло в быт практически каждой семьи. Телевидение является самым легким с точки зрения восприятия информации, так как имитирует естественное человеческое общение, создает "эффект присутствия" в режиме реального времени. Это придает телевизионному воздействию ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Если пресса и радио ориентируются на познавательные способности людей, то телевидение обращено к их эмоциональной восприимчивости. В силу этого телесообщения характеризуются удивительной убедительностью; в телевизионной аудитории практически всегда присутствует принцип: "Я видел - значит, это правда!". Телевидение также имеет определенные недостатки:

§ оно не так оперативно, как радио;

§ в техническом отношении телесообщения более сложны, а в финансовом - более дорогостоящи;

§ сверхэмоциональность телепередач идет в ущерб их осмыслению.

Тем не менее, достоинства телевидения не просто перевешивают его недостатки - они делают его основным средством массовой информации в современном мире.

Относительно таких средств информации, как кино-, аудио- и видеозапись, отметим, что они также обладают определенной спецификой (например, выступают в качестве индивидуальных средств накопления и тиражирования информации), располагают собственной аудиторией и имеют преимущества, состоящее в превращении получателей сообщений и в их распространителей. Отметим также, что спутниковую связь, кабельное телевидение и компьютерные сети все чаще называют "новыми" СМИ. Их новизна состоит в том, что они ориентируются на определенные профессиональные и возрастные группы населения, на обеспечение двустороннего общения с помощью новейших технических средств. Такой способ коммуникации принято называть интерактивным общением, или общением в диалоговом режиме. Услугами "новых" СМИ пользуются специалисты, ученые, творческие работники, другие категории населения, особенно активно этим видом общения пользуется молодежь. "Новые" СМИ все шире используются и политиками, которые вместо ожидания встречи с аудиторией, например, на телеканалах, как это было во времена безраздельного господства "старых" СМИ (пресса, радио и телевидение), теперь вынуждены сами заниматься поисками своей аудитории.[6]


Другое по теме:

Демократический и авторитарный политический лидер
Возможна дифференциация и типология политических лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. В соответствии с данным критерием в политологии выделяются два стиля – демократический и авторитарный. Политический с ...

Сословная монархия
В самый ранний период феодализма каждый феодал-сеньор был государем на своей земле. Феодал был военным человеком, все его вассалы - бароны ж рыцари - были обязаны по призыву являться к нему на военную службу. Закованная в стальные доспехи ...

Научные школы геополитики
Современная геополитика опирается на результаты исследований ученых различных научных школ, которые, как правило, представляли большие по масштабам планетарного значения государства. Отцом геополитики по праву считают немецкого исследова ...