Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов. Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений
Страница 2

Другая политика » Религия и национальная безопасность Казахстана » Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов. Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений

В нашей научной литературе разработаны индексы интегральных показатели социальной напряжённости в обществе, которые "характеризуются шестью существенно отличающимися друг от друга уровнями, вплоть до социального взрыва" [18].

Первый – благоприятное состояние. В идеале это достаточное количество продуктов питания, активно решающиеся социальные вопросы, уверенность людей в завтрашнем дне, стабильно функционирующие государственные структуры.

Второй – удовлетворительное состояние – характеризуется единичными кратковременными явлениями, связанными с ухудшением положения в одной из областей общественной жизни, и проходящими, когда кризис разрешён или конфликт исчерпан. Всё это происходит на фоне пока ещё скрытого от внешних наблюдателей нарастания общего не довольства. Это неорганизованная форма выражения неудорвлетворённости, обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей.

Третий - напряжённое состояние – возникает, когда кризисные явления ещё не проявляются в предельно обнажённом виде, когда её отсутствует отчётливо осознаваемое противостояние. Она возникает, как правило, когда большинство жителей региона вначале ощущает, а потом осознаёт, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных, религиозных и жизненно важных потребностей, интересов и прав находятся под угрозой. Для этой стадии характерно возникновение очагов резкого роста напряжённости в отдельных регионах.

В четвёртых – кризисная – это кризис отдельных уровней и звеньев управления. Напряжённость проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания "с запасом", вынужденной и добровольной миграцией больших масс в другие регионы, активизацией деятельности общественно- политических движений различных направлений, стихийных и организованных демонстрациях, митингах, забастовках и иных формах гражданского неповиновения.

Пятый – критическая – это кризис социально–политической системы как целого. Неудовлетворённость материальным положением и экономической ситуацией переносится на отношение к существующим структурам власти, оценку действий руководящихся политических органов. Проявления и последствия режимного кризиса, его развитие совершенно непредсказуемым.

Шестой – катастрофическая – это полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путём существующего политического строя, анархия и правой беспредела.

Как видно, каждый из этих уровней принципиально отличны друг от друга и обладают своими характерными признаками. Очевидно, что чем более напряжена обстановка, тем больший дискомфорт ощущает основная масса населения, тем больше у неё проявляется чувство растерянности и подавленности.

В наше время несовершенства законов механизмов их реализации, неверие весьма значительной части народа в возможность перемен, низкой защищённости и бытовой неустойчивости большинства людей, атогрупповая враждебность (агрессия, конфликт, дискриминация и т. п.) просто неизбежно, независимо от того, какие психологические и социальные факторы влияют на этот феномен – внутренние, мотивационные или личностные характеристики индивидов, социальное окружение человека или объективный конфликт интересов, существующей между социальными группами и т. д.

Политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Восстановление политологии в России.
С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги , Создавшие условия для формирования новой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в общес ...

Демократия, ее основные ценности и признаки
Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа. Только в условиях демократии возможен равный доступ всех к участию в управлении обществом и государством при гарантированности прав и свобод граждан. Демократия характер ...

Жан-Жак Руссо о законодательной и исполнительной власти
Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих е ...