Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду
Страница 2

Другая политика » Политика Пятой республики во Франции » Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду

Второе место в государственном механизме Пятой республики занимало правительство, которое определяло и осуществляло политику Нации, распоряжалось административной властью и вооруженными силами. Премьер-министр руководил деятельностью правительства, нес ответственность за оборону страны, обеспечивал исполнение законов, издавал нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначал на военные и гражданские должности.

По Конституции 1958 г. парламент Французской Республики был двухпалатным.

Верхняя палата — Сенат (321 человек, в том числе 34 женщины). Срок полномочий 9 лет (с обновлением трети состава каждые 3 года). Сенат обеспечивает представительство территориальных единиц республики и французов, проживающих за пределами Франции, и избирается коллегиями выборщиков.

Нижняя палата — Национальное собрание (577 человек, в том числе 55 женщин). Срок полномочий 5 лет, выборы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы прямым голосованием.

Парламент представлен различными политическими партиями: Социалистическая партия, Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию, Французская коммунистическая партия, левая радикальная партия, Движение реформаторов, Движение граждан, «Зеленые», Радикальная партия и другие.

Сенат и Национальное собрание практически равноправны, очередные сессии парламента — 2 раза в год. Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий.

Конституционный совет — орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет: три члена совета назначаются президентом, три — председателем Сената и три — председателем Национального собрания. Все законы до промульгации (от лат. promulqatio — публичное объявление — официальная публикация, обнародование какого-либо закона) их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного Совета, который дает заключение о соответствии их Конституции. Если тот или иной акт противоречит Конституции, Конституционный совет вправе отменить его.

По Конституционной реформе 1962 г. власть президента еще более увеличивалась, т.к. его избрание предусматривалось всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

Характеризуя политический режим V республики, можно отметить:

полную зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства;

сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны);

зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);

создание избирательной системы, которая прямо благоприятствует правительственным партиям и мешающей оппозиции;

дальнейшую централизацию судебно-полицейского аппарата (созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов).

Политические события 80—90-х гг. показали, что во Франции наступила стабилизация конституционного строя на базе парламентской системы при сохранении за президентом обширных полномочий.

Пятая Республика (фр. Cinquième République) — вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня.

Отправной точкой к учреждению Пятой Республики была колониальная война в Алжире, шедшая с 1954 года: события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, опасаясь начала переговоров между правительством и алжирскими повстанцами, вышла из повиновения гражданским властям и начала диктовать им свои условия. На этот вызов Франции и Республике законная власть так и не смогла дать адекватный ответ, Четвертая Республика получила удар, от которого так и не смогла оправиться, — государственная власть оказалась в состоянии нокаута.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Конституционная практика Пятой Республики
Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президе ...

Политическое лидерство
Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов. Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных тв ...

Типы политического сознания и поведения
В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание. [4] Политическая теория рассматривается в данном аспекте не с точки зрения ее роли как инструмента д ...