Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду
Страница 1

Другая политика » Политика Пятой республики во Франции » Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".

Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.

Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.

Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".

Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.

Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г

Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).

Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.

Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

Непосредственным поводом для изменения конституции IV республики (наиболее демократическая в истории Франции) послужил фашистский мятеж в Алжире — французской колонии, а также угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии в Национальном собрании проголосовали за передачу всей полноты власти генералу де Голлю. В октябре 1958 г. Конституция V Республики вступила в силу.

По Конституции 1958 г. президент обеспечивал нормальное функционирование государственных органов, преемственность государства (ст. 5) и никем не контролировался. Он имел следующие права: назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета и принимал их отставку; председательствовал на заседаниях правительства и Комитета национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; подписывал обсужденные в совете министров нормативные акты правительства; обладал полномочиями главнокомандующего вооруженными силами; назначал на высшие гражданские и военные должности; имел широкие полномочия в области законодательства, в частности — право издания ордонансов, имеющих силу закона; мог распустить нижнюю палату парламента после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12); принимал чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда независимость Нации, целостность ее территории оказывались под серьезной угрозой.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Политическая модернизация
Состояние политической системы оценивается по ряду основных параметров: характеру структур управления, степени включенности граждан в социально-политическое развитие и т.д. Подходы здесь не однозначны. И если, например, марксизм связывае ...

Нравственность как критерий оценки политического лидера
Анализируя образы политиков в представлениях россиян, что нравственные качества политиков упоминаются реже, чем о деловых, но чаще, чем о личностных или политических. Из этого правила есть пока два исключения – Путин, у которого личностны ...

Война между Россией и Речью Посполитой.
Страной, которая соединила бы два крайних звена «восточного барьера», была Речь Посполитая. Именно она стала местом столкновения противоречивых интересов Франции, Австрии, России, Пруссии и даже Османской империи. Ослабленная Речь Посполи ...