Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества
Страница 2

Другая политика » Место и роль государства в политической системе общества » Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества

В различных сферах жизни общества и экономики государство выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт.

Однако, относя государство к числу собственно-политических объединений, не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать его как «чисто» политический институт.

Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты.

Например, «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода «технических» стандартов, норм) и другие [2].

Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.

Аналогичная картина наблюдается и с отдельными государственными органами – парламентом, правительством, различными министерствами и ведомствами, конституционным судом (в тех странах, где он есть) и другими судебными институтами.

Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в тоже время выполняют отнюдь не только политические функции и в силу этого являются отнюдь не только политическими органами и организациями.

Они выступают как институты, выполняющие и неполитические – экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разностороннюю роль.

Место и роль государства в политической системе общества

Чем же определяется особое место государства в политической системе общества?

Чем обусловливается в ней его особая роль?

Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.

Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко, неприкрыто проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки» [3].

В Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа.

Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на веобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления» [4].

В преамбуле к конституции Японии подобное стремление проявляется в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую конституцию» [5].

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Выводы
Информатизация общества порождает проблемы информационной безопасности, главные из которых – проблема информационных войн и информационного терроризма. Они носят глобальный характер, но для России приобретают особую остроту, что обусловле ...

Критика термина
По мнению некоторых политиков, термин исламский терроризм не является научным, так, например, Александр Торшин — вице-спикер Совета Федерации России, считает, что исламского терроризма не существует.[4] ...

Конференция глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции
В мае 1960 г. по приглашению президента де Голля в Париже собралась конференция глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Она была призвана способствовать смягчению международной напряженности, но окончилась безрезультатно. ...